Познакомился я со скрипачкой Ани Агабекян во время выступлений в Ереване германского джазового саксофониста Петера Лехела, которые моя новая знакомая и организовала. Как оказалось, она является президентом Немецко-армянского музыкального общества, основанного ею в Германии в 2011 году, цель которого — развитие сотрудничества между армянскими и немецкими музыкантами. А еще она директор музыкальной школы в городе Флехинген.
АНИ РОДИЛАСЬ В ЕРЕВАНЕ, ПЕРВЫЕ УРОКИ ИГРЫ НА СКРИПКЕ ей дал Юрий Аветисян, затем она продолжила занятия музыкой у Левона Макаряна. В десять лет она становится победительницей национального конкурса «Дебют». В 1999 году в пятнадцатилетнем возрасте Ани поступает в Ереванскую государственную консерваторию в класс профессора Баграта Варданяна и, окончив ее, — в аспирантуру. Параллельно она принимала участие в различных тренинг-курсах и мастер-классах у известных профессоров в разных странах. С 2002 по 2004 годы Ани была самой молодой участницей секстета «Орфей», созданного при поддержке компании «АрменТел».
В последний год учебы в консерватории она получила грант от DAAD на продолжение обучения в Германии в Университете музыки города Карлсруэ в классе всемирно известного профессора Йозефа Риссина. В 2007 году ей вручают вторую премию на Международном конкурсе скрипачей в Италии. В 2007 году Ани получает диплом университета, в 2010 году — степень мастера музыки (темой ее работы в магистратуре было творчество Комитаса). А за два года до этого Ани успешно проходит прослушивание и в 2008 году становится участницей Stuttgart Philharmonic Orchestra. В 2007-2008 гг. она была концертмейстером камерного оркестра Eurasia.
Прекрасный исполнитель, Ани обладает и талантом педагога — в ее классе в Musikschule Raab в городе Флехинген учатся дети от 4 до 18 лет. Под ее руководством некоторые из этих маленьких музыкантов уже выигрывали национальные и международные конкурсы в Эстонии, Германии и трижды в Италии. А наиболее талантливые уже продолжают учебу в консерватории у лучших профессоров.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ АНИ АКТИВНО ЗАНИМАЕТСЯ НАЛАЖИВАНИЕМ контактов между германскими и армянскими музыкантами и пропагандой армянской музыки в Германии. Каждый год в Карлсруэ и Баден-Бадене проводятся международные фестивали, на которые общество обязательно приглашает музыкантов из Армении. И на фестивале звучит как немецкая, так и армянская музыка в исполнении армянских и западных музыкантов. На самом первом таком концерте в 2012 году от Армении принимали участие пианист Айк Меликян и виолончелист Александр Караханян, немецкий классический саксофонист Корюн Асатрян, а также известные немецкие музыканты. На следующий год на фестивале играл Wьrttembergisches Kammerorcehster Heilbronn, оркестр класса «А», дирижером которого является Рубен Газарян. И, наконец, достаточно любопытное выступление состоялось в 2014 году, когда музыку Комитаса, Шарафяна и Саят-Новы играли Ани Агабекян, немецкий джазовый саксофонист Петер Лехел, дудукист Геворг Дабагян и виолончелист Виктор Плюмметаз. И именно после этого концерта джазмен Петер Лехел, познакомившийся с армянской музыкой, проявил большой интерес к ней и попросил Ани организовать его выступления в Ереване.
— А чем еще занимается ваше общество?
— Во-первых, мы организовываем выступления совсем юных музыкантов в различных местах, домах для престарелых, например. И в программу всегда включается армянская музыка. Это в Германии, а для Еревана мы уже второй раз организовываем мастер-классы, привозя лучших немецких специалистов. Причем в них участвуют ребята не только из Еревана, но и арцахцы и даже иностранцы. Эти занятия имели практическое продолжение: мальчик из Арцаха при нашей административной поддержке и финансовой помощи Минкульта Арцаха получил возможность учиться в Германии, а немецкая скрипачка Лара Бошкор, которая приезжала на мастер-класс, уже дважды получала приглашения от Филармонического оркестра Армении выступить с концертом.
— Вы сказали про административную поддержку, а как с финансовыми средствами у вашего общества? Можете ли вы, например, финансировать поездку армянского музыканта на конкурс или на учебу в Германии?
— Мы благотворительная организация и своих денег у нас нет. Но мы можем обращаться в разные организации за помощью. Если для конкретного человека или для реализации какого-либо проекта, связанного с музыкой или обучением музыки, надо будет найти деньги, я уверена, мы сможем сделать это.
— Мы часто здесь слышим о преимуществе западной системы обучения в сравнении с нашей. Так ли это?
— Приехав в Германию, я сразу почувствовала преимущество перед тамошними студентами. У меня была очень хорошая теоретическая база. Там они теорию музыки до консерватории почти не проходят. Дело в том, что в школу может поступить практически любой ребенок вне зависимости от его музыкальных способностей. Если у нас проходят прослушивания, какой-то хотя и небольшой экзамен, то там этого ничего нет. Хочешь играть — играй. Причем в школу можно поступать в любом возрасте, может даже взрослый человек прийти и сказать, что хочет научиться играть на трубе, и его примут. Чему он научится, как и когда, это никого не касается. Хочешь — попробуй.
Никто не следит за процессом, почти нет никаких экзаменов, контрольных, зачетов. Родителей процесс обучения интересует мало, они за ним не следят. Педагог уделяет ребенку от 30 до 60 минут в неделю в зависимости от уплаченной суммы. Можно сказать, что начальное обучение музыке в Германии похоже на хобби. Правда, в этом можно найти и положительную сторону. Человек вдруг, скажем, в 30 лет, вспомнив, что в детстве занимался музыкой, может вновь пойти учиться и получить возможность где-то выступить. И именно эти люди, имеющие хоть какое-то музыкальное образование, потом ходят на серьезные концерты.
Но, если ты действительно талантлив, тогда все резко меняется. Занимаются дополнительно у своего педагога, участвуют в конкурсах, концертах, и ребенок поступает в консерваторию. А тут уже прямо противоположная картина. В консерватории созданы все условия для роста студента. Его будут поддерживать, если надо и материально, все залы, классы с первоклассными инструментами открыты круглые сутки. Его будут почти заставлять играть на концертах, чтобы набраться опыта. По окончании консерватории это уже практически готовый к выступлениям на большой сцене музыкант. У нас в Армении больше внимания уделяется теории, и студент сам должен искать возможность выступить на каком-либо концерте, чтобы хоть немного почувствовать сцену, научиться устанавливать контакт с публикой.
— Давайте вернемся к вашему обществу. Что собираетесь делать в будущем?
— В этом году предстоят концерты в Карлсруэ и Баден-Бадене. Выступят известные музыканты из Германии и Армении. На одном из концертов состоится презентация моего диска, где партнером выступает Рубен Меликсетян из консерватории Карлсруэ. На диске записаны произведения Хиндемита, Овунца и Арутюняна. Хочу отметить, что традиционно каждый год на наших концертах с речью выступает мэр города Карлсруэ Вольфрам Ягер, который с гордостью всегда отмечает, что наш фестиваль стал частью культурной жизни этого города. А еще мы готовим к выходу в свет энциклопедию армянских композиторов на немецком и армянском языках, где, я надеюсь, будут охвачены все армянские (даже современные) композиторы. И еще мы хотим издавать ноты армянских композиторов, потребность в которых есть у немецких музыкантов-исполнителей. Вот этот пробел мы и хотим восполнить. Планов на самом деле очень много. Надеюсь, нам хватит сил на все.
