Логотип

ДЖИПОВЫЙ ПОЛЮС

Стартовавший несколько лет назад процесс тотальной "джипизации" Армении стал, пожалуй, одним из самых мощных раздражителей, точнее, возмутителей общественного мнения. И это в принципе естественно. Потому как именно данный атрибут роскошной жизни со временем полностью утратил функцию средства передвижения, превратившись в некий показатель поляризации армянского общества. Для одного полюса "джип" — это способ самоутверждения, олицетворение богатства, власти, силы и абсолютного превосходства над всеми остальными. Для другого же — символ несправедливости, произвола и вседозволенности. Казалось бы, антагонизм между этими слоями общества более чем очевиден. Но. . . Общество наше уникально. Оно иногда демонстрирует феноменальную способность к компромиссам. Причем в тех случаях, когда, казалось бы, это просто исключено. . .
Буквально с первых же дней поствыборных митингов тер-петросяновской команды стала бросаться в глаза любопытнейшая деталь: на акции протеста многие "жертвы произвола власти" приезжают на "джипах". Приезжают, припарковываются где-нибудь в окрестностях Театральной площади, а спустя пару минут и пройдя пару шагов, сливаются с митинговой толпой, посвящая себя полностью и без остатка борьбе за справедливость. Из их уст звучат упреки в адрес чиновников, погрязших в коррупции. Они клеймят позором коррупционеров, говорят о нетрудовых доходах представителей власти, обещают социальную справедливость и равенство в случае собственного прихода к власти. В общем, упоминают все то, что в сознании рядового гражданина страны ассоциируется с тем самым "джипом". При этом забывают, что где-то рядом припаркованы их собственные "джипы", купленные отнюдь не на зарплату и далеко не в очередном порыве борьбы за восстановление социальной справедливости. Согласитесь, такая ситуация по своей сути просто абсурдна. Абсурдно и то, что люди на Театральной площади, развесив уши и разинув рты, весь этот бред слушают. Слушают и верят, что от властного "джипового" произвола спасти их может не менее "джиповая" кучка людей.
Впрочем, обратимся к более конкретным примерам. В этом плане весьма примечательны последние задержания активистов тер-петросяновского движения, в ходе которых широкая общественность получила возможность лицезреть движимое имущество этих "свободолюбивых" граждан, "адептов демократии и равенства", "борцов с коррупцией и беспределом". Итак, Гагик Джангирян, еще месяц назад занимавший пост заместителя генпрокурора, — владелец "BMW X5". Те, кто сегодня позиционирует Джангиряна как жертву политических репрессий и героя армянского народа, разумеется, умалчивают о том, что, работая в системе прокуратуры, на прокурорскую зарплату он никак не мог позволить себе обзавестись машиной, цена которой начинается от 70 тысяч долларов.
Позицию организаторов акции протеста понять можно. Для них не так уж и важно, кто стоит рядом с ними. Главное, что стоит. А если плюс к тому еще и критикует власти, то ценность этого человека растет многократно. Только вот очень уж трудно понять тех, кто, слушая речи ораторов на Театральной площади, не видит, вернее, закрывает глаза на совершенно очевидные факты: Гагик Джангирян — один из тех, кто еще вчера олицетворял собой властную элиту. Согласитесь, трудно в его лице разглядеть борца за справедливость и равенство.
Следующий обладатель "джипа" — Смбат Айвазян — экс-министр госдоходов. Этот оппозиционный деятель разъезжает на "Лексусе". Машина опять-таки доступная ну разве что очень преуспевающему бизнесмену, к числу которых Смбат Айвазян явно не относится. Другое дело, что годы пребывания на посту министра госдоходов могли позволить ему обеспечить соответствующими доходами и себя. И айвазяновский "Лексус" — наиболее яркое тому подтверждение.
В компании задержанных полицией лиц значатся и представители личной охраны депутата НС Хачика Сукиасяна. И здесь одни "джипы". Охранники Сукиасяна разъезжают на "Митсубиши Паджеро", "Рендж Ровере". Кстати, в контексте автомобильных пристрастий тер-петросяновских деятелей отмечу, что Хачик Сукиасян несколько лет назад приобрел первый в Армении "Роллс Ройс Фантом" за более чем 300 тысяч долларов. Тогда эта машина была самой крутой и дорогой в Армении.
И вот сегодня эти люди говорят о справедливости, о невыносимых социальных условиях народа. Но главное — от имени народа. Того самого народа, над которым регулярно подчеркивают свое превосходство как минимум "джипами".
В данном "джиповом" контексте трудно обойти вниманием еще одного персонажа нынешних политических процессов. Вернее, он в них участвует заочно. Однако тень его постоянно присутствует на тер-петросяновских митингах. Речь — о незабвенном Ванике Смбатовиче. Многие, наверное, забыли, но именно он стал отцом "джипизации" в Армении. В начале 90-х он стал обладателем первого в стране "Джипа Гранд Чероки" — дорогущей и крутейшей по тем временам машины. Автомобиля, достойного самого Ваника Сирадегяна. И главное — только Ваника Смбатовича. Эта машина подчеркивала факт его элитности. А чтобы сделать свой статус абсолютно неоспоримым, Ваник Смбатович просто исключил возможность какой-либо конкуренции. Тогда ходили легенды о том, что люди Сирадегяна просто конфисковывали подобные машины у тех, кто имел смелость приобрести нечто аналогичное. Ваник Смбатович на джиповом полюсе хотел властвовать единолично. . .