Только человек, приехавший из европейского или американского захолустья, мог бы поверить, что в борьбе за президентское кресло может одержать победу Левон Тер-Петросян. Ее одержал тот, кто и должен был возглавить армянское государство: биография Сержа Саркисяна дает ему законное право на высший пост в стране. Он всегда был на самых трудных участках: с оружием в руках в карабахских окопах, был главой ведомства, стоящего на страже безопасности государства, активно участвовал в создании двух современных армий — Карабаха и Армении.
У Сержа Саркисяна по сути не оказалось настоящего противника, поэтому-то народ и выбрал его. Потому что понял: если он чего-то ждет от жизни, то дать ему это реальное "что-то" может он. Во всяком случае ни один из кандидатов, заполонивших все голубые экраны и газетные полосы, не внушил доверия к своим программам и к своим конкретным, настоящим, создающим авторитет государственному деятелю делам. За несколько месяцев своего премьерства он чуть ли не вдвое увеличил государственный бюджет, значительно повысил уровень жизни самых незащищенных людей в обществе — пенсионеров. Да и системный подход к застарелым проблемам дает основание думать, что в недалеком будущем страна, народ будут жить лучше, благополучнее, чем сегодня. Все это так. И однако. . .
Несомненно, Серж Саркисян одержал трудную, победу и, самое главное, заслуженную. Но итоги президентских выборов дают повод не только для радости и торжества, но и, как это ни горько сознавать, печали, так как "победу одержал", с моей точки зрения, еще один человек — Левон Тер-Петросян. Шутка ли сказать! — за него проголосовал каждый пятый избиратель. Каждый пятый — это более трехсотпятидесяти тысяч человек. Как такое могло случиться? Этот вопрос задают многие, у кого еще не отшибло память. Кто еще помнит, что было вчера. При Левоне. . .
А при Левоне было. . . Повторюсь — голод, холод, нищета, мрак, разграбленная дотла им и его приспешниками страна, оказавшаяся на краю пропасти. Помнит ли кто-нибудь из этих трехсотпятидесяти тысяч, что получил в наследство от Левона сменивший его президент Роберт Кочарян? Прах и руины. И больше ничего. Похожа ли сегодняшняя Армения на ту, что была при Левоне? Нет, нет и нет!
Сегодня она совсем другая. Нет, еще не зажиточная, еще не до конца поднявшаяся с колен, но уже другая. Прикладывающая усилия, чтобы вырваться к свету. Если этого еще не произошло, то, думается, только потому, что режиму Кочаряна долгое время никак не удавалось решительно и окончательно порвать с прошлым, которое в своих безобразных деталях перекочевало в настоящее. Потому-то у народа и сейчас не очень много веры во власть. Ибо произвол и беззаконие дают о себе знать очень и очень часто. Именно это обстоятельство в какой-то степени и проливает свет на причину, приведшую наших соотечественников под знамена Левона.
Допускаю: многое из прошлого можно забыть — трудно жить ненавистью. Но можно ли забыть то, от чего и сегодня сердце обливается кровью? Я говорю о главном преступлении Левона — о белом геноциде, которому он подверг собственный народ. Сколько армян вырезали все эти талааты, энверы, кемаль-паши? А сколько их изгнал, вынудил к бегству из собственной страны Левон? Столько же, сколько вырезал талаат? Но Талаат был турком. Мстительным, кровожадным людоедом. А Левон? Что, он армянин? У меня никогда не повернется язык сказать это. . .
Парадокс: сегодня Левон, как и прежде, в конце 80-х, митингует на Театральной площади. Его приспешники горделиво величают его президентом. Страшно смотреть на лес вскинутых в гневном порыве рук, на искаженные злобой лица. Не верится, что это наши соплеменники. Но это на самом деле они. . . Не чужие, а родные, армяне. Сбитые с толку политическими авантюристами, не понимающие, что творят. . .
А ведь этого могло не быть. Скажу откровенно, если бы в свое время, в феврале 98-го, необходимые меры принял Роберт Кочарян. Вопреки требованию народа, новый президент сделал все, чтобы уберечь ушедшего в отставку Левона. Все, чтобы спасти его от участи обычного уголовника. . .
А теперь мы все и в первую очередь действующий президент расплачиваемся за то, что в какой-то момент оказались излишне великодушными. Не хватило решимости, политической воли воздать господину-преступнику должное и отправить его туда, откуда небо видится в клетку. Это, уверен, навсегда бы отбило у него охоту мечтать о возвращении потерянного президентского кресла.
В толпе митингующих мне удалось побеседовать с тремя-четырьмя "пролевоновцами". . .
Первый: — При Левоне в Севане была рыба, которая и спасла нас в голодные годы. Где она сейчас? Всю выгребли за 10 лет, что у руля был Кочарян. Тогда сиг стоил копейки, а сейчас столько же, сколько осетрина. Вот и я, и моя семья голодаем. . .
Второй: — Зима лютая, а топить нечем. Ни дров нет, ни газа. А зарплаты не хватает даже на оплату коммунальных услуг. . .
Третий: — Дочь моего соседа изнасиловал олигарх — и ничего. На свободе. . .
Четвертый: — Я зуб не могу удалить больной — не по карману. . .
Беседуя с по-настоящему недовольными людьми, вспомнил мрачные левоновские годы, когда многие из нас, еще вчера ликовавших по поводу независимости, раз и навсегда отвергнувших тоталитарный режим, вдруг, разочаровавшись, и прежде всего в "царе-спасителе", стали испытывать ностальгию по коммунистическим цепям. Думаю, ностальгия по Левону сейчас продиктована аналогичными причинами — очень уж много людей оказалось за бортом жизни. . .
Над "победой" Левона, выразившейся в том, что он снова стал предводителем тысяч армян, попытавшихся найти защиту и спасение у прежнего идола, прежде всего должен подумать новоизбранный президент Серж Саркисян. Социальные болячки сами собой не проходят — их надо лечить. Ежечасно, повседневно, не откладывая на завтра. Повторюсь: недовольные, шумно митингующие под транспарантами Левона — это наше общее горе. Ни на минуту не следует забывать, что их тристапятьдесят тысяч — потерявших надежду, не верящих никому и ни во что. Крайне необходимо достучаться до каждого и протянуть руку. Добрую руку нового президента.
И еще об одном нельзя забывать. Хотя итоги прошедших президентских выборов признали и Евросоюз, и ОБСЕ, и наблюдатели стран СНГ, их не признают Левон Тер-Петросян и его окружение. Но и ежу понятно: зная, что результаты выборов не могут быть пересмотрены, они дурят народ сказкой о том, что Левон уже президент и можно праздновать победу. На самом же деле им нужно совсем другое — они хотят дестабилизировать жизнь в республике, им нужно расколоть общество, в конце концов, нужно, чтобы пролилась кровь. . .
Новый президент не может равнодушно взирать на то, что творит сегодня левоновская клика. По заслугам наказаны три посла, замгенерального прокурора и бывший глава налоговой службы. Но не это главное. Главное, чтобы заслуженную оценку своей преступной, антинациональной деятельности получил главный виновник всех наших бед — Левон Тер-Петросян. Десять лет назад он ушел от кары, которой требовал для него народ. Сегодня этого не должно случиться. Он должен быть незамедлительно выдворен из республики. Ибо ничего другого он не заслужил.
