Логотип

МЫ ЛЮБИЛИ ЕЕ КАК СВОЮ

Фильмы с ее участием стали классикой кино. Народная артистка Грузии и Армении Софико Чиаурели снялась более чем в 100 фильмах, многие из которых вошли в золотой фонд не только грузинского, но и мирового киноискусства.
Софико Чиаурели выросла в семье, где профессией и призванием было искусство. Нет надобности представлять ее родителей — режиссера М. Чиаурели и великую актрису Верико Анджапаридзе, которую театральная публика Армении никогда не забудет в спектакле сундукяновского театра "Деревья умирают стоя" в роли бабушки. И хотя рука ее была в гипсе, она покорила зал своей непревзойденной игрой. Ученица великого Марджанишвили, она была великолепна во всех ролях и передала эстафету своей дочери. Так что для Софико, как видно, не могло быть иного выбора жизненного пути, кроме искусства.
Еще в период учебы во ВГИКе она дебютировала в кино в фильме "Наш двор". Ей были близки роли современниц — Лала ("Повесть об одной девушке") , Тамара ("На берегах Ингури") , Зося ("Генерал и маргаритки") , Мзекала ("Хевсурская баллада") , Тася ("Иные нынче времена") , Софико ("Земля, на которой мы стоим"). Потом были знаменитые "Мелодии Верийского квартала", "Не горюй", "Покаяние", Ищите женщину".
Талантливая, обладавшая превосходными внешними данными, бесспорно умная актриса, она привлекала и армянских кинематографистов своим актерским темпераментом. В 1969 году в фильме "Цвет граната" С. Параджанова она сыграла несколько ролей. Потом снялась в фильме "Пощечина" Генриха Маляна, в телевизионной ленте "Аревик". Увидеть образ так, как никто другой, показать его так убедительно, как никто другой — в этом она находила для себя истинную радость.
В Армении глубоко чтят ее прекрасное искусство. На редкость тепло и она сама относилась к армянской культуре. В каждый свой приезд в Ереван (а это, к счастью, бывало довольно часто) Софико живо интересовалась состоянием армянского кино, вспоминала его крупнейших мастеров — Параджанова, Маляна, Ованнесяна. . .
Думается, многим памятны ее последние выступления в Доме кино. Ее встречали и провожали, как всегда, громом рукоплесканий, долго не дававших актрисе возможности начать говорить. Ее выразительное лицо, глаза, жесты, полные благородства и достоинства, покоряли естественностью, придавали незабываемую прелесть всему ее облику. Мы любили ее как свою. . .
В фильмах, в которых была занята Софико, мы находили все, что любили в кино, — это и свобода мизансцены, и ощущение полноты жизни, и правда человеческих отношений. И еще все, что мы любим в грузинском кино, — сочность красок, юмор, доброту. . .
Нам всем будет недоставать Софико. Но ее яркая звезда на кинематографическом небосклоне будет гореть еще долго.
Наталия ГОМЦЯН

Софико Чиаурели похоронят в Дидубинском пантеоне рядом с мужем — артистом театра и спортивным комментатором Котэ Махарадзе.
Склоняем головы перед великой актрисой
Неутихаемой болью отозвалась в наших сердцах кончина горячо любимой в Армении народной артистки Грузии и Армении, лауреата Государственной премии СССР, Почетного председателя Грузинского общества дружбы и культурного сотрудничества "Грузия-Армения", большого друга нашего народа Софико Чиаурели.
Ярчайшая звезда театральной сцены и кино, она воплотила незабываемые образы Аревик в одноименном фильме Георгия Данелия, великого Саят-Новы в шедевре советского кино "Цвет граната" Сергея Параджанова, в его же фильмах "Легенда о Сурамской крепости" и "Ашик-Кериб". Мы глубоко сожалеем, что не успели отметить ее юбилей, который планировали провести в городах Армении весной этого года. Горьким упреком звучат сейчас слова, сказанные Софико в одном из последних интервью: "Жизнь так прекрасна и трепетна, любите и уважайте друг друга, люди!"
Низко склоняем головы перед светлой памятью Великой Актрисы двух братских народов.
Эдуард ЕДИКИСЕЛОВ, председатель Общества культурных связей "Армения-Грузия", президент Международного клуба тбилисцев