Логотип

СЕКТЫ НА ВЫБОРАХ

Католикос Всех Армян Гарегин II с сожалением констатировал, что многочисленные призывы духовенства к народу воздержаться от необдуманных шагов не подействовали. Патриарх подчеркнул, что ничего важнее, чем безопасность Родины, граждан страны и мирной жизни, нет и это должны осознать все. "В нашей национальной жизни нет более высокой и большой цели, чем солидарность нации и стабильность страны. К сожалению, мы не смогли это благоразумие довести до сыновей нашего народа и удержать их от неразумных шагов", — сказал Католикос.

Ядром поддерживающей ныне Левона Тер-Петросяна партии "Христианско-демократическое возрождение" во главе с Сосом Гимишяном является евангелическая церковь "Рема". А глава примкнувшей перед последними парламентскими выборами к ней партии "Национально христианская миссия" Ованес Кургинян, по некоторым сведениям, является даже епископом церкви "Рема". Последняя партия, по неподтвержденным данным, имеет около 10 тысяч сподвижников. Конечно, мы далеки от утверждения о том, что все они — активные члены "Рема", но наличие на вершине иерархии этой организации лидера партии уже говорит о многом. Кроме того, секту "Рема" лишь с натяжкой можно считать деструктивной. Однако в любом случае подобные религиозные организации в основном имеют четкую вертикаль управления и закрытую форму организации.
ПО ДАННЫМ ЗА ПРОШЛЫЙ ДЕКАБРЬ
, в Армении насчитывается 64 зарегистрированные религиозные организации, в которых состоят до 300 тысяч наших сограждан. Однако их большая часть представляет традиционные верования. К примеру, католики, коих насчитывается до 180 тысяч. Деструктивных культовых организаций не более двух десятков со 100 тысячами членов. Самая крупная из них "Свидетели Иеговы" — около 22 тысяч членов (активных проповедников-"возвещателей" — 10 тысяч). 25 тысяч членов насчитывают различные харизматические культы. По 2 тысячи насчитывается баптистов, мормонов, пятидесятников. Есть еще адвентисты, бахаи, незарегистрированные юридически "Поместная церковь Уитнесса Ли" и кришнаиты. Под вывеской образовательного фонда действует в Армении Ведийский центр Махариши, общественными организациями зарегистрированы сайентологи, армянские рерихианцы. Ну и до полуторы тысячи поклонников зла — сатанистов.
В офисе общественной организации "Центр" помощи и реабилитации жертв деструктивных культов обширная информация по сектам собрана в аккуратные папки, разложенные по многочисленным шкафам и полкам. Здесь собирают информацию, систематизируют и анализируют ее. Причем собирается информация из всевозможных источников.
ГЛАВА ЦЕНТРА АЛЕКСАНДР АМАРЯН утверждает, что тенденция увеличения приверженцев деструктивных культов в Армении налицо. Оттока из сект почти никакого. Ячейки этих сект действуют почти на всей территории страны, а в планы этих организаций входит расширение. Их задача — охватить территорию всей страны. Особенно велико их присутствие в приграничных районах. Цель одна — расширение "паствы" и увеличение власти. Причем все секты контролируются из-за рубежа, а точнее — из-за океана.
Как считает А. Амарян, для деструктивных культовых течений Армения является благоприятной опытно-экспериментальной базой для манипулирования и массового воздействия. Наблюдая за происходящим на Театральной площади, можно понять, о чем идет речь, говорит собеседник. Так называемые революции в Украине и Грузии были осуществлены при всестороннем привлечении религиозных организаций и их членов. В Украине это была секта "Посольство Божие", один из руководителей которой за свою деятельность получил пост мэра Киева, а другой представитель организации — Сандей Аделаджа — пост советника городского главы. В Грузии была секта "Слово Веры", представители которой после "революции роз" получили посты в кабинете министров. В Армении, по информации А. Амаряна, также были проведены определенные работы по привлечению сект в предвыборные процессы.
А. Амарян считает, что применительно к сегодняшним процессам в Армении уместнее говорить о психологии разрушения. "Массы людей руководствуются принципом разрушения, отнятия у богатых или погроме их красивого и опрятного имущества. Зрелищ полно в погромах — это привлекает людей. Боюсь, что успешно переварившее трудные 90-е гг. и карабахский послевоенный синдром общество Армении сегодня подталкивают на гражданское противостояние. Люди злорадствуют по поводу ареста бывшего замгенпрокурора. Они даже не знакомы с ним и никогда их пути не пересекались. А почему злорадствуют? Синдром разрушения", — утверждает А. Амарян.
О СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СЕКТ с деструктивным характером деятельности затрудняется говорить даже единственный в Армении экспертный центр. Нехватка ресурсов, отсутствие поддержки государства. "Подлинная свобода выбора невозможна без свободы информации, а критическое мышление — неотъемлемый признак свободы человека" — гласит один из основополагающих постулатов этой организации. Безотносительно к последним выборам общество должно противостоять действиям деструктивных сект, а для этого оно должно быть информировано. Примером того, как европейское государство ограничило на законодательном уровне деятельность тоталитарных и деструктивных сект, является Франция со своими многочисленными революциями, взрастившими современные принципы свободы и защиты прав человека. И сделано это было без оглядки на вопли правозащитных организаций, под вывесками которых зачастую и маскируются секты.
Известный богослов Русской Православной Церкви Андрей Кураев в статье "Попытка быть оптимистом" приводит любопытные факты. Так, еще в советские времена социологи свидетельствовали, что процент верующих граждан атеистической державы составлял от 8 до 12%. Во Франции опрос 1986 года показывает, что лишь 10% населения относится к числу реально посещающих мессы католиков. В протестантском мире аналогичная ситуация — активных верующих лишь 10% от всего населения.
Близость этих цифр позволяет предположить, что число людей, всерьез воспринимающих собственные религиозные убеждения, не зависит от конфессионального или политического климата в стране. 10-15% людей способны разрешить своим убеждениям реально и постоянно влиять на свою жизнь. И как бы ни были талантливы в других областях остальные 85-90%, в религиозной сфере им суждена участь ведомых. "Судьба народов, — пишет Кураев, — в религиозной сфере зависит от того выбора, который сделают 10-15% религиозно самостоятельных людей. А значит, миссионеру нет необходимости для обращения в свою веру всего народа — достаточно оказаться в поле зрения тех, кто сам ищет религиозную истину, и не оттолкнуть их. А затем эти 10-15% уже передадут свой опыт и свои убеждения остальным. . . "
К СЧАСТЬЮ, В АРМЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТ не более 100 тысяч человек, что составляет 3, 3% населения республики. Пока.