Логотип

Самвел НИКОЯН — секретарь фракции РПА, член Совета РПА:

"ТЕ, КТО ПРИШЕЛ ТУДА ИЗ ЧЕСТНЫХ ПОБУЖДЕНИЙ, НЕ ДОЛЖЕН ПОСТРАДАТЬ"
— То, что случилось, ослабило международную репутацию страны и ослабило ее позиции в переговорном процессе. Я глубоко убежден (и не раз говорил об этом в ходе предвыборной агитации) , что в то время как 8 кандидатов готовились к выборам, кандидат аодовских сил готовился к поствыборной дестабилизации. Это было видимо, прогнозируемо и понятно, что Тер-Петросян поставил перед собой цель и идет к ней, декларируя, что не остановится ни перед чем, и кто не с ним, те — предатели.
Длительное воздействие на подсознание людей, манипуляция ценностями, постоянная пропаганда ненависти превратили людей на площади в послушное орудие в руках Тер-Петросяна. Полагаю, международные наблюдатели прекрасно поняли, кто чем занимался в ходе предвыборной агитации, кто что проповедовал, кто какие цели преследовал. Мне известно, в частности, что европейские инстанции с недоумением восприняли предложение Тер-Петросяна относительно корректирования Избирательного кодекса. Напомню, что его предложения поступили тогда, когда предвыборные процессы уже начались, а в этих условиях корректировать ИК недопустимо. Напомню, что предложения парламентского большинства были куда более прогрессивными, нежели то, что предлагал Тер-Петросян. Это в предвыборный период. А после выборов и оглашения оценок европейскими наблюдателями Тер-Петросян и вовсе обрушился с критикой на наблюдательские миссии ОБСЕ и СЕ — словом, встал в позу непримиримого блюстителя европейских норм и принципов, то есть представил себя большим католиком, чем Папа Римский, дескать, его представления о демократии значительно глубже, нежели у европейских наблюдателей. Он забыл, что и здесь, и в Европе многие помнят, каким он был "демократом". . .
Надо отдать ему должное, лидер аодовских сил с поставленной задачей справился блестяще. Не буду вдаваться в детали, кто продиктовал ему эту задачу и исполнителем чьей воли был Тер-Петросян, но, повторяю, он блестяще сработал на дестабилизацию. В итоге человеческие жертвы, чрезвычайное положение со всеми вытекающими последствиями.
Что касается деятельности правоохранительных органов, то я считаю, что им следует различать тех, кто участвовал в уличных акциях, движимый честными намерениями и конституционным правом (наши граждане вправе выражать свое недовольство посредством уличных акций) , и тех, кто совершал погромы и насилие. Следует разоблачить тех, кто вооружал людей железными кольями и деревянными дубинками, подстрекая к противоправным действиям.
Скажу еще, что решение о введении чрезвычайного положения далось непросто, и это понятно: нелегко президенту прибегать к подобной мере за месяц с небольшим до истечения срока полномочий. И все же действующий президент пошел на этот шаг, и это была вынужденная мера, вызванная тем, что ситуация вышла из-под контроля. Я считаю правильным, что чрезвычайное положение было объявлено только в Ереване, хотя некоторые считали, что следует объявить аналогичное положение и в других крупных городах. Но критическая ситуация сложилась именно в Ереване, на двух отдельно взятых улицах (остальная часть города жила в обычном режиме) , а посему чрезвычайное положение было объявлено только в Ереване. И если Тер-Петросян решит провести митинг в другом городе, то это его право, если, конечно, акция будет протекать в рамках закона. Никто не может запретить. . . При этом я убежден, что в нынешних условиях власть не станет демонстрировать лояльность к призывам разгромить государство. Все участники специального заседания НС, созванного сразу после объявления чрезвычайного положения, восприняли этот шаг президента с пониманием. Мне кажется, что и представители той парламентской силы, которая объявила о поддержке Тер-Петросяна (речь о партии "Жарангутюн". — М. М.) , уже сполна осознали, что их поведение во многом способствовало насаждению атмосферы нетерпимости, которая привела к столь трагическим последствиям.
У толпы своя логика. Она легко прощает прошлые грехи тем, кто в одночасье перебежал из властного лагеря в тер-петросяновский. Оказывается, можно годами быть во власти, пользоваться далеко не лучшей репутацией, совершить много плохого, а потом перебежать из властного лагеря в оппозиционный, и толпа сразу забудет о том, кем ты был вчера, и объявит, что ты с народом. Такова логика толпы, у нее свои ценности. . .
Сегодня некоторые заверяют, дескать, среди участников акции в ночь на 2 марта лишь 30 процентов были вооружены и настроены агрессивно. На это можно ответить, что организатор акции несет ответственность за всех участников. Если упомянутая акция и носила поначалу стихийный характер, то даже на кадрах документальной хроники заметно, что людей вооружали, их направляли, ими руководили. Власть обязана разобраться, кто и почему оказался в ту ночь среди участников акции. Те, кто пришел туда из честных побуждений, не должны пострадать. . .