Логотип

ЧТО СКАЖЕТ ОДКБ?

Показательным событием на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН стала поддержка Узбекистаном проекта резолюции о "Положении на оккупированных территориях Азербайджана". Тюркские сбои в системе координации ОДКБ, похоже, становятся уже традицией. Осенью 2004 года в рамках работ 59-й Генеральной Ассамблеи ООН два члена ОДКБ — Казахстан и Киргизия — также поддержали азербайджанскую инициативу о внесении на обсуждение положения "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана".
ПОЗИЦИЯ ЭТИХ СТРАН СТАЛА ПРЕДМЕТОМ РЕЗКОЙ КРИТИКИ
со стороны главы внешнеполитического ведомства РА Вардана Осканяна на состоявшемся днями позже в Москве заседании руководителей МИД стран — членов ОДКБ. Высказанное в этой связи негодование стало первой публичной констатацией наличия явных противоречий внутри данной военно-стратегической организации.
Участниками ОДКБ в настоящее время являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Российская Федерация и Таджикистан. За исключением РА, все остальные члены организации связаны между собой непосредственной сухопутной связью. 30 ноября 2004 года генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа вынужден был признать факт наличия сбоя в координации действий между отдельными составляющими данного военно-стратегического альянса, членами которого тогда еще являлись шесть постсоветских государств.
Комментируя позицию Казахстана и Киргизии, стран, поддержавших азербайджанскую инициативу о внесении на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН указанного проекта резолюции, он заявил: "Что касается этого случая, то он обсужден на заседании Совета министров ИД ОДКБ, где государства по большому счету высказали свою точку зрения. Могу сказать, не вдаваясь в детали, что общее понимание ситуации найдено, и случай этот рассматривается как определенный сбой в системе координации. Есть договоренность в дальнейшем более активно координировать действия, особенно по таким острым проблемам".
Тем не менее 14 марта 2008 года седьмой член ОДКБ — Узбекистан, поддержал азербайджанскую инициативу. Таким образом, в разрезе последних четырех лет официальный Баку, обвиняющий Армению (страну — члена ОДКБ) в оккупации своих земель и осуществлении этнических чисток, удостоился одобрения трех (а именно половины) членов ОДКБ — Казахстана, Киргизии, Узбекистана, что не может не сказаться на репутации самого альянса. Помимо прочего, это в корне противоречит Уставу ОДКБ.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭТИХ СТРАН НЕ ПОСЧИТАЛИ НУЖНЫМ "незамедлительно привести в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций". Ими не был учтен также тот факт, что Азербайджан представляет собой "угрозу международному миру и безопасности", ибо частые заявления властей о возможности решения Карабахской проблемы "любым путем" нельзя трактовать иначе, как нагнетание региональной напряженности. Более того, Казахстан и Киргизия (в 2004 году) , Узбекистан (в 2008 году) не пожелали обратить внимание на позицию Минской группы ОБСЕ — единственной структуры, в ведении которой и находится процесс мирного урегулирования.
Если позиция Астаны, Бишкека, Ташкента понятна в аспекте подогреваемой Турцией пантюркистской идеологии и основанной на этом этнической близости тюркских народов, то в ракурсе Устава ОДКБ она ничем не обоснована. В данном случае мы имеем дело с применением двойных стандартов внутри одной военно-стратегической организации и, следовательно, сам вопрос следует решать на уровне действующих органов альянса, каковыми являются Совет коллективной безопасности (СКБ) — высший орган, а также Совет министров иностранных дел (СМИД) , Совет министров обороны (СМО) и Комитет секретарей советов безопасности (КССБ).
СПРАВКА. "В случае возникновения угрозы безопасности территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы" — гласит статья 2 данного Договора. Именно она и была проигнорирована со стороны Астаны, Бишкека и Ташкента в ходе голосований в ООН относительно включения в повестку слушаний азербайджанской инициативы.
Специально следует подчеркнуть, что возможности Договора были задействованы осенью 1996 и летом 1998гг. в связи с опасным развитием событий в Афганистане непосредственно у границ центральноазиатских государств — членов ОДКБ. В 1999 и 2000гг. в результате оперативно осуществленных мер была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии. Отметим, что действия велись в соответствии с положениями статьи 4 Договора.
СПРАВКА. Статья 4: "В случае совершения акта агрессии против любого из государств — участников все остальные государства — участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со Статьей 51 Устава ООН".
Единственные случаи, когда участники альянса выступали против одного из членов, были зафиксированы именно в ходе голосований по азербайджанской инициативе в Нью-Йорке. Если в доктринальном плане "государства — участники ДКБ никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствам", то в случае с Арменией был нарушен и этот пункт.