Логотип

РАБОТАЮТ НАД ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ИМИДЖА

Для некоторых отечественных компаний рамки армянского рынка уже тесноваты, и капитал выходит за границу, заявил в интервью "ГА" директор Армянского агентства развития (ААР) Тигран ДАВТЯН.
— Развитие — понятие довольно широкое. Что лежит в основе работы возглавляемого вами ведомства и в каких направлениях оно работает?
— Деятельность ведомства базируется на уставе и ежегодной программе-минимум деятельности агентства. Соответственно им основной мандат агентства заключается в стимулировании экспорта, привлечении инвестиций, содействии улучшению делового климата в стране и развития сектора информационных технологий (ИТ) , а также повышения имиджа страны. По каждому направлению в структуре агентства действуют подразделения плюс секретариаты двух советов при премьер-министре — Совет по содействию развитию ИТ и Совет по содействию предпринимательству. Кроме того, в настоящее время мы работаем над стратегией деятельности агентства, которая отличается от предыдущих документов своей долгосрочностью. В данной инициативе агентство пытается представить свое видение путей развития страны и деятельности ведомства на 5-10 лет вперед. Конечно, все эти документы базируются на правительственных программах по развитию.
— Сфера ИТ знакома вам не понаслышке, до этого вы курировали ее в Минторгэкономразвития. Кроме того, из всех сфер экономики только она выделена в отдельный блок деятельности ААР. Что делает государство для качественного развития сферы ИТ?
— Межведомственная комиссия завершает работу над концепцией развития ИТ, где очерчены перспективы развития сферы до 2017 года. Это довольно подробный документ, состоящий из оценки текущего положения, путей развития и механизмов преодоления препятствий, а также конкретных целей к концу отмеченного срока. В конечном счете реализация этого документа направлена на формирование в стране "информационного общества". То есть речь идет о развитии не только отдельно взятой сферы в рамках экономики, а о вовлечении всех слоев общества в область ИТ: бизнес, быт, образование, государственные и общественные структуры. В настоящее время есть определенные элементы "информационного общества", однако глубина их использования, системная эксплуатация и территориальное распространение — необходимые меры для комплексного решения задачи. За пределами Еревана почти нет инфраструктуры. А создание инфраструктур — вплоть до самого отдаленного села — не такая уж и сложная задача для маленькой Армении. То есть задача — не в решении каких-то локальных проблем, а в глобальном продвижении инструментов и продуктов сферы ИТ, особенно в регионах. Последнее также может способствовать активизации бизнеса вне столицы.
— Сильный драм в какой-то мере препятствует развитию нашей экспортоориентированной экономики. Однако есть мнение, что сильный драм способствует модернизации производственных мощностей. Какова ваша позиция в этом вопросе?
— Я однозначно поддерживаю политику сильного драма. Любое экономическое явление имеет свои и положительные, и отрицательные стороны. Высокий курс драма, конечно, формирует отрицательный фон для некоторых "экспортных" отраслей экономики. Однако в результате высокого курса драма возрастает наша покупательская способность на внешних рынках. В структуре все возрастающего импорта преобладают машины и оборудование для модернизации производств. Если ранее какое-либо оборудование было не по карману конкретному производителю, то в результате удешевления инвалюты оно сегодня стало доступным. Кроме того, вместо прежнего импорта дешевых товаров растет качество и, соответственно, стоимость ввозимых товаров. То есть по многим пунктам растет не физический, а стоимостный объем импорта.
Кроме того, не сдерживая инфляцию, что становится возможным лишь в условиях укрепления нацвалюты, при нашем продолжительном экономическом росте мы получили бы гиперинфляцию. К примеру, вакханалия с ценами на энергоносители на международных рынках почти никак не затронула Армению. Представьте, если бы цены на бензин возросли за эти годы в три раза! Наша макроэкономическая стабильность полностью разрушилась бы. Укрепление драма не исходит из интересов получающих доходы или накапливающих сбережения в иностранной валюте лиц. Однако, с другой стороны, сдерживание инфляции полностью исходит из интересов государства и подавляющего большинства наших сограждан.
— Каким образом влияет сильный драм на внешний долг Армении?
— Весьма положительно.
— Цифрами?
— Несколько лет назад внешний долг Армении вплотную приблизился к 50% по отношению к ВВП. Дальнейшее наращивание долга повлекло бы за собой весьма плачевные последствия для нашей страны. В настоящее время внешний долг по отношению к ВВП снизился до 16-18%, что приемлемо с разных точек зрения. Снизился долг не только в результате роста экономики и ВВП, но и удешевления доллара, в основном из которого сформирован наш внешний долг.
— Недавно президент Роберт Кочарян отметил, что имидж Армении в результате поствыборных беспорядков пострадал. Пострадали ли внешнеэкономические связи?
— Естественно. Надеюсь, не очень глубоко, но все-таки. Несколько иностранных фирм, представители которых должны были посетить Армению для переговоров на предмет инвестиций в нашу экономику, отложили или повременили с реализацией своих планов. Это уже плохо. За это время инвесторы могут передумать. Например, вложить свои деньги в какую-нибудь другую страну региона. Имидж сформировать очень трудно, требуется многолетняя кропотливая работа, результаты которой можно потерять в одночасье. Капитал очень пуглив. Но основания для оптимизма нам дает тот факт, что беспорядки не подорвали макроэкономическую стабильность. За несколько месяцев мы попытаемся наверстать потерянное, но за счет неучтенных ресурсов. Теперь придется часами и днями говорить с потенциональными инвесторами, убеждать их в стабильности нашей страны, заказывать незапланированные рекламные ролики по зарубежным каналам и прочее. На все это уйдет немало материальных и людских ресурсов.
— В экономики каких стран и в каком объеме течет армянский капитал?
— Для некоторых отечественных компаний рамки армянского рынка уже тесноваты, и они выходят за границу. Ежегодно от 10 до 30 миллионов долларов наши бизнесмены вкладывают в иностранные экономики. В основном в сопредельные страны. В Грузии строятся предприятия, армянские строительные фирмы получают подряды. Постепенно нащупывают бизнесмены и Иран. Очень интересны нашим предпринимателям восточноевропейские экономики. После расширения Евросоюза на бывшие страны соцлагеря открылись довольно интересные перспективы. Обусловлено это тем, что рынки таких стран, как Болгария, Румыния или Чехия, не так насыщенны, как рынки западноевропейских стран. Между тем они являются членами ЕС, то есть через эти страны открывается выход на весь европейский рынок с его высокой покупательской способностью. Кроме того, с бизнес-кругами этих стран легче налаживать отношения, там нас знают и принимают легче, чем в консервативной Западной Европе, — у нас общее социалистическое прошлое. Присматриваются наши бизнесмены и к перспективным рынкам Китая и Индии. ААР в настоящем серьезно готовится к участию в крупнейшей всемирной выставке "Шанхай EXPO". Ну и традиционно наш бизнес присутствует в ОАЭ, США и России. Так что работы много, а поле деятельности обширное.