Логотип

СОКРОВИЩА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Выставка произведений древнекитайского декоративно-прикладного искусства, открытая в Национальной картинной галерее Армении, оказалась для многих ереванцев и гостей города подлинным откровением.
Небольшой зал на первом этаже, где развернута экспозиция древних мастеров, из-за наплыва публики не давал возможности подолгу останавливаться у каждого экспоната. Тем не менее то, что удалось рассмотреть, убедительно свидетельствует: древнекитайское искусство обладает такой живой силой воздействия и такой самобытной красотой, что уходишь из зала переполненным впечатлениями.
В экспозиции наряду с бронзовыми сосудами разного типа и назначения представлено множество изысканных предметов, предназначенных для бытовых и декоративных нужд. Это круглые бронзовые блюда, гладко отполированные с лицевой стороны и инкрустированные с оборотной, музыкальные инструменты, утварь, изящные по форме подносы, подставки, вазы, туалетные коробки, покрытые удивительным по тонкости орнаментом, светильники в виде животных или грациозных фигур, держащих в руке фонарь, бронзовые статуэтки, скачущие кони. Горячие, тонконогие кони, мчащие легкие колесницы, или сцены охоты, включенные в общие композиции, вырезаны не только с редкостным изяществом, но и с непередаваемым пластическим мастерством.
Передвигаясь от стеллажа к стеллажу, мы как бы совершаем экскурс в прошлое одной из древнейших цивилизаций. И перед нами возникает чередование эпох, смена династий. И кажется, что мы вовлекаемся в созданный древними мастерами мир таинств и волшебства, порожденный людским гением.
Орнамент и узоры ритуальных предметов говорят о высоком уровне древнейших китайских мастеров. В бронзовой утвари преобладают простота и ясность форм. В инкрустированных сосудах присутствует та же отчетливость ритмов, что и в рельефных композициях. Во всех областях художественного ремесла проявляются черты зрелости и завершенности, которые отличают стилистические признаки развития китайского искусства.
Восхищаясь сокровищами, хотелось бы понять причину неотразимого впечатления, которое они производят. И кажется, что мастерство древних китайских мастеров остается до сих пор непостижимой загадкой. В их искусстве таится какая-то впечатляющая сила, хотя оно кажется предельно ясным, удивительно простым по замыслу и воплощению.
Выполненные в бронзе сосуды — кувшины, вазы, блюда покрыты легкой линейной гравировкой, подчас почти неприметной. Фоном служит орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей, символизирующих природные явления. На фоне этой гравировки как бы вырастают новые узоры, сделанные уже в выпуклом рельефе. Ручки, крышки, углы сосудов имеют сложные выпуклые выступы, из которых порой произрастают новые ответвления. Весь этот узор настолько многослоен, что поверхность бронзовых изделий словно оживлена беспрерывным движением вышедших отовсюду звериных голов. Связанные с различными верованиями, обрядами бронзовые сосуды Китая отразили все богатство представлений о мире.
Нередко изображенные звери приобретают собирательный облик, составленный из черт важнейших животных, — защитников и охранителей — тигра, дракона, пучеглазого зверя "тао-те". Иногда сосуды и сами принимают формы зверей и птиц, оберегающих жизнь человека. Эти сосуды-охранители как бы колючи по форме, и крутые завитки рогов словно направлены на врага.
Восхищаясь великолепными произведениями древнекитайских мастеров, по-иному начинаешь видеть окружающий мир — в новых формах, линиях, красках. За всем этим возникают люди, время, чередование стилей и вкусов, своеобразная стенограмма эстетических взглядов и веяний. И видишь уже не просто предмет, но череду уникальных творцов, движимых вдохновением и поисками новых форм.
Покидая выставку, испытываешь благодарность к тем, кто организовал ее, — Министерству культуры РА, Посольству Китая в Армении и Национальной картинной галерее.