Логотип

САММИТ НАТО И ВОКРУГ НЕГО

Предстоящий 2-4 апреля в Бухаресте очередной саммит НАТО обещает быть содержательным и вызывает нешуточный интерес. По-видимому, во многом это связано как с теми вопросами, которые предполагается обсудить на саммите, так и с теми, которые "сопровождают" повестку саммита. В частности, немало вопросов касается реакции России на очередную "холодную атаку" НАТО.
РЕЧЬ О ВОЗМОЖНОМ ДАЛЬНЕЙШЕМ РАСШИРЕНИИ НАТО НА ВОСТОК,
прежде всего о перспективах членства в блоке Украины и Грузии, а также о размещении американских систем ПРО в Польше и Чехии. Идут также активные разговоры о возможности размещения подобных систем и в Турции в контексте нужд США для дальнейшего давления на Иран.
Известно, что эти вопросы воспринимаются в Кремле в штыки не менее, чем провозглашение независимости Косово и признание этой независимости рядом западных стран. Чисто политически Россия ответила на это предложением Госдумы президенту рассмотреть вопрос о признании независимости Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Но это был тот ответ, который виден невооруженным глазом. Легко предположить, что Москва постаралась дать и дает и другие "невидимые" ответы на эту политику дальнейшего "сжимания кольца" вокруг России.
Именно поэтому уламывать Россию не ставить палки в колеса западных программ были отправлены министр обороны США Роберт Гейтс и госсекретарь США Кондолиза Райс. Но это были еще цветочки. На днях президент США Джордж Буш заявил, что принял приглашение Владимира Путина и практически сразу после окончания саммита, 6 апреля, отправится в резиденцию президента России в Бочаровом ручье в Сочи. По-видимому, это будет очень важная встреча не только в плане двусторонних российско-американских отношений, но и во многом определяющая и другие важные международные политические процессы.
В АРМЕНИИ ПРЕДСТОЯЩИЙ САММИТ НАТО ЧАЩЕ ВСЕГО ОБСУЖДАЕТСЯ в контексте грузинских перспектив на членство в блоке и того, как эти перспективы могут отразиться на развитиях в регионе в плане образования новых разделительных линий и урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Эксперты преимущественно сходятся во мнении, что предстоящий саммит НАТО вряд ли будет решающим в вопросе дальнейшего членства Грузии в НАТО, хотя некоторые подвижки в этом вопросе намечаются. Обсуждались эти вопросы и на семинаре, организованном 27 марта армянским центром стратегических инициатив, и эксперты сошлись во мнении, что возможные сценарии последних международных развитий ставят перед Арменией новые вызовы, на которые нужно искать и находить оперативные и адекватные ответы.
Тут уместно вспомнить и о том, что армянскую делегацию на саммите НАТО будет возглавлять Серж Саркисян, правда, еще не в статусе официально вступившего в должность президента. На это обстоятельство можно было и не обращать внимания, если бы не противоречивая информация вокруг возможной встречи в Бухаресте Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева.
Вспомним, что сначала посредники приложили немало усилий, чтобы организовать эту встречу, и говорили, что чем раньше возобновятся переговоры вокруг представленного сторонам конфликта в Мадриде проекта основополагающих принципов урегулирования, тем лучше. Было получено согласие избранного президента Армении Сержа Саркисяна и президента Азербайджана Ильхама Алиева на встречу в Бухаресте.
Однако потом пошли разговоры о том, что если встреча и состоится, то переговоры по урегулированию под вопросом. Американский сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза заявил, что есть вопросы, связанные с протоколом. . . Дескать, поскольку Серж Саркисян еще не вступил в должность президента, возможно, переговоров в Бухаресте и не будет. . .
ЗАМЕТИМ, ЧТО ЭТИ КОММЕНТАРИИ ПОЯВИЛИСЬ НА ФОНЕ участившихся сообщений о том, что через секретариат ОБСЕ Азербайджан муссирует процедуру замены членов Минской группы и ее сопредседателей. В отместку за то, что Россия, Франция и США проголосовали против предложенной Азербайджаном резолюции на сессии Генассамблеи ООН. . . Резюмируя, можно констатировать, что вокруг предстоящего саммита НАТО сплетаются глубинные интересы и процессы, которые могут иметь далеко идущие последствия для всего мира в целом и нашего региона в частности.