Социопсихологический анализ одного сериала
Для начала следует обозначить, что ничего против сериалов я в принципе не имею, а "Перевертыши" смотрю достаточно регулярно, хотя и с другими — можно сказать, "корыстными" целями. Дело в том, что ни один другой медийный продукт не отражает с такой точностью и беспощадностью реальную социальную ситуацию общества, в котором он создается и где в основном потребляется.
Сериал "Перевертыши" в некотором роде идеальная демонстрационная площадка для наших гендерных проблем. Тут следует дать небольшое пояснение этому популярному термину: гендер — это социальный пол, то есть имеется в виду не мужчина и женщина, а функция — роль мужчины и женщины в данном обществе. В последние годы именно гендерные проблемы находятся в центре социально-психологических исследований.
Особенную остроту эти проблемы приобретают в патриархальной среде, точнее — в обществе, которое привыкло считать себя патриархальным, где ссылка на традицию, исторически укорененный уклад до сих пор воспринимается как положительный фактор, придающий определенную "легитимность" требованиям и ожиданиям различных гендерных групп. Это выражается в том, что реально изменившийся образ жизни, который, естественно, приводит к изменению социального статуса человека, а заодно и содержания прав-обязанностей, парадоксальным образом игнорируется или прямо отрицается, причем не только окружающими, но и им самим.
С одной стороны, декларируется приверженность традиционному укладу, незыблемость распределения гендерных ролей, при этом носители этого подхода, отстаивая патриархальные ценности, не замечают, что сами живут в иных условиях и проигрывают иные роли. Наши во многих отношениях примечательные сериалы совершенно честно и объективно показывают изменения гендерных отношений, причем, что особенно ценно, не стараясь делать это специально.
Сегодня на нескольких наших национальных каналах ежедневно в прайм-тайм идут так называемые мыльные оперы собственного производства, с успехом вытесняющие латиноамериканские и индийские сериалы, которые еще недавно собирали огромную зрительскую аудиторию.
Примечательна история самого популярного сегодня телесериала "Перевертыши" ("Верварацнер"). Несколько лет назад, когда сериал запускался, он задумывался как своеобразная армянская версия известного украинского шоу "Маски". Он состоял из миниатюр в жанре бытовой комедии или фарса. Так появились "Перевертыши в больнице", "Перевертыши в армии" и, наконец, "Перевертыши в семье". Последний стал разрастаться, появились побочные сюжетные линии, новые персонажи, и в результате проект неожиданно приобрел черты полноценной "мыльной оперы", в то же время стремительно утрачивая комедийные черты.
В "Перевертышах" разыгрывается бытовой сюжет, в котором задействовано несколько семей, связанных друг с другом родственными, соседскими и деловыми отношениями. Из 14-15 семей, в которых живут постоянно действующие персонажи, примерно половина состоит из семейных пар за 50 лет, имеющих детей брачного возраста. При анализе процесса изменения состава семей обращает на себя внимание факт "вымывания" мужчин по ходу развития сюжета. Так, если в начале сериала все семейные пары были полными, то сегодня в 3 семьях мужья уехали на заработки, иными словами, 3 женщины в возрасте за 50 остались одни. К сожалению, эта ситуация достаточно типична для современной Армении, в которой трудовая миграция приобрела масштабный характер, причем не только среди молодежи, но и среди трудоспособных мужчин среднего и старшего возраста.
В докладе общественной организации "Передовые социальные технологии", подготовленном по результатам социологического исследования, проведенного при финансовой поддержке ереванского офиса ОБСЕ, отмечено, что трудовая миграция из Армении находится на стабильном уровне. Сообщается, что в соответствии с данными исследования 85% трудовых мигрантов из Армении принадлежит к возрастной группе 21-50 лет. Работа в основном носит сезонный характер продолжительностью 8 месяцев, и большинство мигрантов возвращаются домой к новогодним праздникам.
Хотя, согласно результатам исследования, в 2005-2007 годах ситуация с трудовой миграцией несколько стабилизировалась, это нисколько не добавляет оптимизма в контексте психологического решения проблемы. Отсутствие мужчин в течение длительного периода приводит к своеобразному "сезонному" женскому одиночеству со всеми вытекающими из этого последствиями. Об этом свидетельствует и практика психологического консультирования. Среди обращающихся за психологической помощью клиентов значительную часть составляют именно женщины, чьи мужья находятся в отъезде в течение длительного времени, что приводит к ослаблению внутрисемейных и межличностных отношений, а во многих случаях к распаду семьи.
В рассматриваемом сериале подобный сюжет также нашел отражение: в одной из семей супруг, уехавший на заработки, создал за границей новую семью, а оставшаяся в одиночестве жена попыталась вступить в новый брак "в отместку" бывшему мужу. Несмотря на то что данная сюжетная коллизия преподносится в комедийном ключе, в ее основе легко просматривается сильнейший психологический стресс, который женщина пытается преодолеть, прибегая к поспешным и необдуманным действиям, носящим судорожный характер. Об этом, в частности, свидетельствует неадекватная для заключения брака мотивация "мести".
В двух других семьях также мужья уехали на заработки, однако сохранив при этом "виртуальное" присутствие в семье и сериале, основанное на вполне реальной материальной поддержке. Здесь ситуация складывается иначе. Произошло изменение гендерной роли жены — она фактически стала главой семьи, в полной мере взяв на себя функции руководства семейным организмом, которые до отъезда выполнялись либо мужьями, либо супружеской парой совместно. Находясь в таком "полубраке", женщина нередко пытается компенсировать психологический дискомфорт, повышая уровень контроля над поведением своих близких. Иначе говоря, женщина начинает жить жизнью своих детей, родственников, соседей, вмешиваясь в их отношения и тем самым усиливая напряженность в своем окружении. В результате возникает эффект "снежного кома", при котором психологическая напряженность распространяется на достаточно большое число людей, часть которых даже не входит в число близких.
Очевидно, что большую роль в уменьшении психологической напряженности женщин (и их окружения) играет занятость. Однако в большинстве своем женщины, получающие содержание от уехавших на заработки мужей, вовсе не склонны трудоустраиваться. Тут работает целый комплекс причин, прежде всего возраст. В большинстве своем это домохозяйки со стажем, что соответствует традиционному патриархальному укладу нашего общества. Иными словами, они утратили навыки активной трудовой деятельности вне дома, включая способность приспособиться к рабочему распорядку, быть членом трудового коллектива, основанного не на родственных, а на коллегиальных отношениях и т. д.
Проблема трудовой занятости этих женщин, как правило, утративших профессиональные умения и навыки, усугубляется тем, что в Армении работодатель, принимая на неквалифицированную работу сотрудника, традиционно отдает предпочтение мужчинам или молодым женщинам (по официальным данным, 72% безработных — женщины). Иными словами, психологическая напряженность женщин, возникающая вследствие отъезда мужей, сопровождается не только чувством одиночества, утраты опоры, но и социальной невостребованностью, материальной зависимостью. Надо заметить, психологическая напряженность меньше в большой семье, где для матери семейства легко найти для себя нишу. В сериале можно найти подобный пример, когда одна из женщин (Антарам) фактически является центральной фигурой семейного клана. Но есть и другие персонажи (Роза, Сатеник) , которые при уехавшем муже и взрослых замужних дочерях остались в одиночестве, в странном двойственном положении домохозяйки без семьи.
Хотелось бы обратить внимание на важный аспект, характерный для сегодняшнего армянского (и не только армянского) общества, — это малодетность представленных семей. Всего в сериале двое детей школьного возраста и двое младенцев, на которых строятся некоторые сюжетные линии. Следует оговориться, что речь идет о городских семьях, хотя и в селе сегодня многодетность — редкость. Для Армении характерно значительное превалирование городского населения, что только усугубляет демографический дисбаланс, хотя в последние годы благодаря предпринятым правительством мерам, поощряющим рождаемость, ситуация несколько улучшилась, малодетность все еще является серьезным поводом для беспокойства.
Следует отметить: несмотря на то что в Армении и сегодня превалируют традиционные представления о нежелательности внебрачных деторождений, в реальности растет число неполных семей и количество матерей-одиночек, а общественное мнение постепенно начинает относиться к этому явлению более терпимо. В сериале нашла отражение и эта ситуация: один из детей растет в семье с отчимом, а другой — с матерью и бабушкой. Однако чадолюбие, которое в Армении остается непреходящей ценностью, проявляется в том, что отцы обоих детей стремятся участвовать в их воспитании, при этом преодолевая сопротивление матерей. Тем не менее в сериале точно диагностирована демографическая и социальная проблема, которая также тесно связана с большими масштабами трудовой миграции и процессом "вымывания" мужчин из жизни современного армянского общества.
Конечно, не сериалом единым должен ограничиваться психолог для диагностики и понимания проблем современного общества. Но несомненно, что в популярной медийной продукции при всей ее "искусственности" все же вольно или невольно отражается социально-психологическая, гендерная идеология общества в срезе реального настоящего. И здесь, в сериале, жизнь такова, какая она есть.