Логотип

ДВЕНАДЦАТЫЙ. . .

Меньше недели осталось до церемонии инаугурации третьего президента Третьей Республики, между тем (и это вполне объяснимо) главной интригой ближайших дней станет вопрос о персоне нового, двенадцатого, премьера. А пока суд да дело, предлагаем оглянуться и вспомнить всех, как говорится, поименно.
ВАЗГЕН МАНУКЯН
(1990-1991гг.). Председатель Совмина Арм. ССР до объявления независимости, тем не менее о нем принято говорить как о первом премьере Третьей Республики, первом варчапете новой либеральной эпохи, которому, однако, не удалось добиться сколь-нибудь значимых результатов в деле переустройства социалистического уклада экономики на новый, капиталистический лад. Манукяну пришлось оказывать помощь Арцаху и пытаться удержать экономику от полного обвала. Многие по сей день считают, что, если бы Манукян не покинул пост премьера по причине принципиальных разногласий с Л. Тер-Петросяном, переход к новой экономической системе оказался бы не столь болезненным. . .
ГАГИК АРУТЮНЯН (1991-1992гг.). О нем говорят как о втором варчапете, хотя де-юре он не был назначен на эту должность, а был исполняющим обязанности. Тем не менее при нем был сформирован кабинет, который заложил основу процессам либерализации, однако те протекали весьма вяло. Арутюнян — человек осторожный и его действия на экономическом поприще скорее проходили под лозунгом "Не навреди", нежели под знаком бурных преобразований, тем не менее принято считать, что формирование новой либеральной бюрократии началось при Арутюняне, который всеми силами пытался сделать так, чтобы правительство походило на правительство, чтобы были сформированы налоговые и таможенные инстанции, чтобы было четкое распределение полномочий. Увы, осторожность Арутюняна вызывала скрытое раздражение аодовской элиты (второй премьер, вопреки некоторым утверждениям, не был членом АОД) , которая не упускала случая попрекнуть его коммунистическим прошлым. При Советах Арутюнян возглавлял сектор экономики ЦК КПА.
ХОСРОВ АРУТЮНЯН (1992-1993гг.). Этому варчапету Армения обязана тем, что ей удалось избежать голода. Сегодня многие не помнят тот страшный период, когда запасы хлеба в стране были практически на нуле. В тех условиях Арутюняну удалось невозможное — решить с Турцией вопрос поставки хлеба в условиях военной конфронтации с Азербайджаном. Этот варчапет не допустил голода и практически продолжил в сфере экономических преобразований курс своего осторожного предшественника, то есть старался не форсировать переход экономики на либеральные рельсы и сделать его менее болезненным, хотя по натуре своей Х. Арутюнян полная противоположность Г. Арутюняна. Х. Арутюнян — умелый хозяйственник, практик, он и по сей день сохраняет реноме активного политика, живо и адекватно реагирующего на политические процессы в стране. К тому же он единственный из премьеров, которому довелось побывать на посту председателя НС.
Принцип "Не навреди" и осторожность в сфере экономических преобразований сильно не нравились вице-премьеру Гранту Багратяну, и он сумел уговорить Тер-Петросяна и правление АОД в необходимости радикальных и скорейших перемен. В 1993г. под прессом АОД Верховный совет не утвердил программу правительства, Арутюнян подал в отставку, а в стране начался "экономический кошмар" и "прихватизационная свистопляска" во главе с любимым премьером Л. Тер-Петросяна. Окружение президента наконец-то дорвалось до закромов и принялось во всю обжираться бывшей соцсобственностью. . .
ГРАНТ БАГРАТЯН (1993-1996гг.). Крестный отец либеральных реформ, ваучеризации и аодовской "прихватизации", прославившийся как архитектор кадровых погромов корпуса так называемых "красных директоров", плевый хозяйственник, никудышный практик — словом, дорвавшийся до дела теоретик либеральных реформ, действовавший по самому что ни на есть большевистскому принципу "лес рубят — щепки летят". Три года страна и ее экономика корчились в тисках багратяновских экспериментов, а тот делал вид, что формирует институт новой экономики. . . Запомнился современникам как премьер, произнесший фразу про "самцов коровы".
В годы багратяновского премьерства в Армении впервые за недолгую историю независимости заговорили о коррупции, монополиях и олигархах. Сей господин такого наворочал в экономике, что повторно усевшемуся в 1996г. в президентское кресло Тер-Петросяну пришлось пригласить из Англии Армена Саркисяна, чтобы тот разобрался и разгреб авгиевы багратяновские конюшни.
АРМЕН САРКИСЯН (1996г.). Здесь счет шел на месяцы. Мыслящая публика восприняла это назначение с оптимизмом. Саркисян пользовался репутацией порядочного, деликатного, но принципиального человека. Но он ничего не успел. . . Его отставка стала следствием конфликта с министром обороны Вазгеном Саркисяном. В итоге премьер отбыл в Лондон на лечение и так и не вернулся. Такие люди не прощают пощечин как в прямом, так и в переносном смысле. . .
РОБЕРТ КОЧАРЯН (1997-1998гг.). Впервые вопросы, связанные с доходной частью госбюджета, вышли на первый план. В период его премьерства была популярна карикатура — Кочарян подбирает с пола зернышки и горстями сыплет в казну. Налоговые органы получили доступ даже в самые "труднодоступные" карманы, начался процесс восстановления экономики, реанимации производства, оживилась торговля. Кочарян оказался неплохим хозяйственником, в годы его премьерства самым модным стало слово "прагматизм". Будущий президент действительно был и остался прагматиком, умеющим работать на результат. Кочарян не стал заниматься "инвентаризацией" и оценкой того, что получил в наследство, он стал работать. . .
АРМЕН ДАРБИНЯН (1998-1999гг.). Был министром финансов при премьере Кочаряне, затем после избрания Кочаряна президентом возглавил правительство, которое сам же и охарактеризовал как правительство профессионалов. Дарбинян продолжил экономическую политику своего предшественника, направленную на пополнение госбюджета, улучшение основных макроэкономических показателей, укрепление банковской и финансовой сфер. Запомнился как автор тезиса про усталых людей, которые должны уйти.
ВАЗГЕН САРКИСЯН (1999г.). Жизнь восьмого премьера трагически оборвалась вследствие теракта 27 октября 1999г. Сохранились лишь несколько его программных выступлений в должности варчапета. До сих пор актуальна его идея о переносе противоборства за судьбу Арцаха в "экономические окопы", осознание, что невозможно начать жизнь с белого листа, пока не расставлены все точки над "i", не дана оценка прошлому. Именно Саркисян инициировал формирование Временной депкомиссии по изучению ситуации в сфере энергетики, ту самую комиссию "по мазуту" во главе с Д. Локяном, которой предстояло пролить свет на причины энергокризиса начала 90-х и выявить виновных. Увы, гибель Саркисяна негативно отразилась на деятельности ВДК, сведя ее по сути к пустой формальности. Саркисян очень хотел "перевернуть страницу", пытался всеми силами восстановить доверие населения к власти (альянс с Кареном Демирчяном — самый наглядный пример этой попытки) , однако не успел. . .
Напомню, что В. Саркисян был лидером РПА. После него портфель премьер-министра удерживали в своих руках республиканцы. Возглавивший после 27 октября 1999г. правительство брат погибшего варчапета тоже в то время состоял в рядах РПА.
АРАМ САРКИСЯН. Счет опять же идет на месяцы. Его назначение явилось реакцией на убийство лидеров "Единства" и сыграло роль стабилизирующего фактора. Продолжить дело брата в "экономических окопах" Саркисяну в силу объективных и субъективных причин не удалось.
АНДРАНИК МАРГАРЯН (2000-2007гг.). Самый "долгоиграющий" из премьеров, которому чаще остальных прочили скорую отставку (сначала через 4 месяца, потом через 6. . .) , а причиной его ухода стала преждевременная кончина. Об этом премьере можно говорить много и долго: его правительство первым из всех предыдущих выполнило годовой бюджетный закон и сделало это выполнение нормой жизни, при нем бюджеты обрели выраженную социальную направленность, в основу их легли долгосрочные и краткосрочные программы, выросли показатели ВВП, увеличилась учительская зарплата и зарплата врачей, повысились пенсии и размеры социальных пособий.
Кто бы ни пытался дать оценку премьеру Маргаряну, никому не удастся избежать соблазна дать оценку политику Маргаряну. Это был политик, который умел договариваться и не обострять проблемы. Он умел говорить со всеми без различения чинов и званий, умел слушать и слышать, говорил тихо и скороговоркой, зато умел убеждать, не владея ораторским искусством, не произнося громких речей, он вообще никогда не повышал голос, любил шутить — у него было своеобразное чувство юмора и потрясающая способность гасить страсти и избегать конфронтаций. . .
СЕРЖ САРКИСЯН (2007-2008гг.). Возглавил правительство и РПА после кончины Маргаряна, и, как знать, будь Маргарян жив, возможно, именно он возглавил бы правительство при президенте Саркисяне. Саркисян стал четвертым по счету премьером-республиканцем. Под его руководством РПА одержала убедительную победу на парламентских выборах и инициировала формирование двусторонней, а после президентских выборов и четырехсторонней коалиции, которой предстоит непростая задача по реализации второго поколения реформ.
Будет ли и двенадцатый премьер Армении республиканцем, станет известно уже скоро. Слухов на предмет персоны нового премьеры муссируется огромное множество, газеты пестрят заказными статейками о целесообразности назначения того или иного лица, причем чаще остальных в заказном порядке называется имя наиболее одиозного из претендентов.
Что ж, выбор премьера будет характеризовать самого президента (парламентское большинство в лице новой коалиции, судя по всему, одобрит любой выбор) , однако тут есть над чем задуматься: премьеры за год или за два года не способны добиться позитивных экономических подвижек, а одиозное лицо на таком посту долго не продержится. . .