Логотип

ОДИН «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ» ШАГ

От сирен сладкоголосых до пронзительных —
ОДИН "ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ" ШАГ
Некоторые из нас рождаются и живут в каком-то одном неизменном возрасте, независимо от того, сколько километролет натикало на биосчетчике. Вот я все топчусь на подступах к 18-ти, несмотря на весьма зрелые года. Поэтому я хочу, чтобы этот материал прочитали прежде всего мои сверстники. Те, кому еще нет 20-ти. Те, из чьих душ в наш бестолковый век можно вылепить все что угодно. И лепят, пользуясь неадекватно отстраненной реакцией государства, провинциально восторгающегося интеграционными процессами приобщения к мерцающим на горизонте "маякам демократии" и "священным скрижалям общечеловеческих ценностей", которые в некоторых уж слишком продвинутых странах (Голландия, Бельгия, Франция, сообщение "Евроньюс" от 13 марта) привели к разрешению инцеста — узаконенных брачных отношений между кровными родственниками: брат, сестра и т. д. Ну до инцеста мы, армяне, еще не доросли, все никак "дошкольный" курс демократии о любви к "голубым" и "розовым" не осилим, тупицы. И поэтому нас продолжают усердно учить, устраивая время от времени экзамены. Как 1 марта.
"В прекрасном солнечном мае. . . "
В моем архиве хранится всякая всячина из газетных и журнальных вырезок и других документов. Один из них — страничка из московского журнала "Родина" (1990, N1). Я сохранил этот взявший меня тогда, лопуха, за душу текст, конечно, не предполагая, что он пригодится по работе. Тем более при анализе событий в Армении. Но увы. Прочитайте текст настроившихся на самопожертвование молодых и поразмышляем.
Заявление пекинских студентов
( май 1989 год)
В прекрасном солнечном мае мы начали нашу голодовку. В лучшее время нашей жизни мы расстаемся со всем прекрасным, что есть в ней. Нам жаль покидать ее, мы не хотим расставаться с ней.
Но наша страна продолжает оставаться в кризисе: серьезная инфляция, продажность чиновников, тирания, коррумпированная бюрократия. Люди с высокими идеалами вынуждены искать убежища за океаном. . . В это время жизни и смерти нации, соотечественники, те, в ком жива совесть, пожалуйста, прислушайтесь к нашему зову:
Эта страна — наша страна.
Этот народ — наш народ.
Это правительство — наше правительство.
Если мы не крикнем во всеуслышание, то кто же?
Кто сделает это, если не мы?
Хотя наши плечи слабы, хотя смерть слишком тяжела для нас, мы остаемся здесь. У нас нет альтернативы, история торопит нас.
Мы хотим спросить всех честных граждан Китая — рабочих, крестьян, солдат, интеллигенцию — а также тех, кто обвиняет нас: в чем наша вина? В мятеже? В студенческой забастовке? В голодовке или демонстрации?
Что лучше: скрыться, спасти свою шкуру бегством?
Почему в самом деле мы делаем это? Наш энтузиазм снова оказался глупым, мы снова остались в дураках. Мы терпим голод ради правды, а получаем за это жестокие побои бронированной милиции. Наши студенческие представители умоляли о демократии — их игнорировали. Наши требования справедливого диалога с правительством натолкнулись на выжидательную тактику. Нашим студенческим лидерам угрожает опасность.
Что же нам делать?
Демократия — это возвышенная жизненная страсть, свобода — это наследственное и инстинктивное право каждого. Но состояться они могут только в обмен на наши молодые жизни. Сможет ли китайский народ поддержать это?
У нас только один путь, нам не из чего выбирать — у нас только одна дорога. С мужеством глядя в лицо смерти, мы должны сражаться за жизнь.
И все-таки мы еще очень молоды, мы очень молоды. Матери, посмотрите внимательно на ваших детей! Смерть настигает их! Как можете вы оставаться безучастными?
Мы не хотим умирать, мы хотим жить, мы — в расцвете жизни. Мы не хотим умирать — мы хотим учиться. Смерть — это совсем не то, чего мы искали. Но если смерть одного или нескольких может сделать лучше жизнь многих и помочь процветанию родины, мы не имеем права оставаться в живых.
Когда мы умрем, родители, не скорбите о нас. Мы имели только одно желание — чтобы жизнь стала лучше. Пожалуйста, не забывайте: смерть — это совсем не то, чего мы искали! Демократия — это не забота нескольких, и она определенно недостижима в пределах одного поколения.
Смерть — это ожидание более обширного и вечного эха; слова умирающего человека — почетны. . .
Прощайте, собратья, берегите себя! Мертвые и живые должны быть равно честны.
Прощайте, любимые, берегите себя! Хотя мы не достигли цели, у нас не было другого выбора.
Прощайте, отцы и матери! Ваши дети не
могли оставаться верноподданными государства, но мы всегда были послушны вам.
Прощайте, люди! Пожалуйста, позвольте нам продемонстрировать нашу лояльность таким единственно возможным способом.
То, в чем мы клянемся нашими жизнями, непременно будет под ясным небом республики!
Причины голодовки.
Первое: протест против безразличия правительства к забастовке пекинских студентов.
Второе: протест против выжидательной тактики правительства в ответ на просьбу о диалоге студенческих представителей Автономной федерации Пекинского университета.
Третье: протест против искажений в правительственных сообщениях о студенческом движении, навешивания ярлыков, объявления студенческой забастовки "мятежной".
Требования голодающих.
Первое: мы просим правительство о немедленном диалоге с представителями Автономной федерации Пекинского университета как с равной стороной.
Второе: мы просим правительство исправить ошибки в определении студенческого движения как "мятежа", относиться к движению корректно и впредь именовать его "Патриотическим движением студентов за демократию".
Начало голодовки: 13 мая, 2 часа дня.
Место голодовки: площадь Тяньаньмэнь.
Это не мятеж. Признайте ошибку немедленно! Начинайте диалог сейчас же, не откладывая! Мы голодаем ради людей, и у нас нет выбора!
Пусть все демократические силы поддержат нас!
Перевод с английского
"Родина", 1990г. , N1
Прочитали? Вспомнили?
Вижу, что не совсем. И зря — классиков надо изучать, особенно тех, кто возвращается в политсериале "Десять лет спустя". Давайте сверим тексты двух столичных площадей.
"Но наша страна продолжает оставаться в кризисе: серьезная инфляция, продажность чиновников, тирания, коррумпированная бюрократия". Не иначе как Л. Тер-Петросян самолично писал сию категорическую "китайскую грамоту". А в армянской к "тирании" он для выразительности добавил "бандократию".
"Те, в ком жива совесть, пожалуйста, прислушайтесь к нашему зову". . . Выходит, не прислушавшиеся — люди бессовестные, то есть в задушевном лексиконе Л. Т. -П. — "подонки" — и вся недолга.
"Демократия — это возвышенная жизненная страсть". Это уже прямая "цитата" из Л. Т. -П. , провозгласившего на митинге демократию превыше всех, включая свободу и независимость, ценностей.
"Прощайте, отцы и матери! Ваши дети не могли оставаться верноподданными государства. . . " Л. Т. -П. , конечно, идет дальше. Какие к черту "верноподданные"? Ломать надо это государство до основания! Иначе не развернуться "возвышенной жизненной страсти. . . "
Требования заведенных несчастных голодающих. Первое — немедленный диалог властей с представителями Автономной федерации Пекинского университета (приказали же на митинге властям, чтобы "Айлур" немедля предоставил прямой эфир Л. Т. -П. , связавшись с его пресс-секретарем).
Второе: ". . . впредь именовать нас "Патриотическим движением за демократию". Ну, в отличие от Пекина-1989, в Ереване-2008 было объявлено, что площадь Свободы — академия демократии" (в 1988-м была университетом). А что еще остается делать демократам и академикам, как не выдвигать ультиматумы?!
В Пекине звучало так: "Это не мятеж. Признайте ошибку немедленно! Начинайте диалог сейчас же, не откладывая! Мы голодаем ради людей, и у нас нет выбора! Пусть все демократические силы поддержат нас!"
В Ереване "академики" пошли дальше, и требования состояли уже в том, что Л. Т. -П. победил и хочет, чтобы его отнесли на руках в президентский дворец.
И зачем человек так спешит? Всех нас понесут когда-нибудь ногами вперед. Правда, мимо дворца. И никакие демократические силы при всем желании ничем тут не помогут. И насчет 5-летней аренды дворца — тоже. Так что зря он капризничал и баламутил юные сердца, исповедуя исключительное право голосов, доверившихся ему. Уж сам-то он прекрасно знал, чем все это кончится. Недаром обещал на виселице повисеть. . . На смерть других настраивал. Как настраивали пекинских мальчишек в 1989-м, в их заявлении слова "жизнь", "смерть", "умирать" упоминаются 25 раз. . .
От сирен сладкоголосых — до пронзительных
Продолжим параллели, приведшие в Армении к драме, а в Китае — к трагедии. Для этого в Пекине потребовалось примерно 20 дней (13 мая — 4 июня) , в Ереване — 10 (20 февраля — 1 марта). Проследим динамику пекинскую, сопоставляя ее с ереванской.
Как уже отмечалось, автор хранит газетные вырезки. Более того, уберег те комплекты газеты "Известия", в которых освещались все 5 съездов народных депутатов СССР. А первый из них проходил как раз с 25 мая до 12 июня 1989г. Так что мне в совокупности повезло, как Нюрке из анекдота, у которой "и муж есть, и любовник, а вчера еще и изнасиловали. . . " Читаю сегодня эти увлекательнейшие стенограммы как хрестоматию к учебнику истории о распаде СССР. Но не будем отвлекаться от Пекина.
Итак, вскоре после 13 мая (когда и М. Горбачева принесла нелегкая с визитом в КНР) число голодающих достигло 3 тысяч. Госсовет КНР ввел военное положение в ряде районов Пекина. Многие прекратили голодовку, но на площадь продолжали пробиваться колонны молодежи из Пекина и провинций.
25 МАЯ, "ИЗВЕСТИЯ". Около 1 млн людей вышло на самую массовую демонстрацию с момента объявления военного положения. Лозунги уже направлены против руководства Госсовета КНР, а также военного положения (почему бы и нет, раз "критическая масса" набрана? — А. Т.).
26 МАЯ. Ситуация несколько стабилизировалась. Правда, по 3-му кольцу, опоясывающему столицу, с ревом проносятся сотни мотоциклистов (помните аодовские маневры автомобилистов с сигналами?). В письме Генштаба армии солдатам и офицерам содержится призыв оказать противодействие тем, кто выступает против конституционного строя КНР.
30 МАЯ. Студенческий палаточный городок сокращается, теснясь к памятнику народным героям. 30 мая студенческий центр окончательно проголосует: остаться или уйти? В прессе, по телевидению люди из разных слоев общества умоляют студентов закончить демонстрации и вернуться в вузы.
2 ИЮНЯ. В ночь с 29 на 30 мая (перед решающим голосованием студентов. — А. Т.) в сторону площади направилась процессия: на 7 колясках везли отдельные составные части статуи, сделанной из пластмассы, — и к утру в северной части площади возникла 10-метровая статуя: фигура женщины с факелом в высоко поднятой руке. Статую "Богиня Свободы" сделали скульпторы и студенты как символ свободы, демократии и надежды. Газета "Жэньминь жибао" пишет: "Нельзя допустить, чтобы святые порывы рождали хаос и анархию. Лозунги демократии и борьбы с коррупцией соответствуют стремлениям партии и правительства. Но если не будет стабильной обстановки, нельзя выполнить эти задачи, а значит, пострадают интересы народа".(У нас статуя не понадобилась, ибо "Бог Свободы" живьем танцевал на площади и даже оставался на ночь.)
5 ИЮНЯ. Части Народно-освободительной армии Китая (НОАК) , преодолевая баррикады из машин (кузова их были наполнены каменным углем) , вошли в город. В 1. 30 ночи на 4 июня, воскресенье, войска получили приказ подавить мятеж. Ассоциация студентов раздавала населению ножи и серпы, в солдат полетели камни. Было многократно объявлено: "Те, кто на площади Тяньаньмэнь, обязаны покинуть ее. Безопасность ослушавшихся не гарантируется". После этого многие стали расходиться, другие, наоборот, скопились у памятника. В 4. 30 по радио зачитали приказ о том, что все студенты должны покинуть площадь — символ миллиардного Китая, где горстка людей разжигает беспорядки, слухи и клевету. . .
Западные информагентства уверяют о гибели в ту ночь 200 человек и 600 раненых. По иным источникам, погибло более 2 тысяч.
6 ИЮНЯ. "Известия" не смогли связаться с собкором Ю. Савенковым. Из официальных источников: руководство страны возложило ответственность на политических заговорщиков, которые ратуют за буржуазную либерализацию, отрицают руководящую роль партии, стремятся уничтожить КНР. Действия бандитских групп привели к жертвам. Утром 5 июня (не 4-го, когда заняли площадь. — А. Т.) колонну танков и бронемашин атаковали студенты, бросая бутылки с зажигательной смесью. Сожжено два грузовика. Студенты укрепились в университетских городках.
В ходе беспорядков имели место избиения партийных и государственных работников, милиционеров. Убиты несколько десятков военнослужащих. Убийцы надругались над телами, вывесив их на перила моста Люцзяцяо. . . Контрреволюционеры, исходя из своих политических интересов, строят дальнейшие планы.
7 ИЮНЯ. В Пекине не работают многие предприятия, магазины, транспорт. Группы людей продолжают заниматься поджогами, грабежом, распространяют слухи, возводят баррикады, нападают на солдат НОАК, подстрекают население к сопротивлению.
8 ИЮНЯ. Продолжаются столкновения армейских частей с вооруженными группами, есть новые жертвы.
9 ИЮНЯ. По официальным источникам, ранено более 5 тысяч солдат и милиционеров. Из гражданских — более 2 тысяч. Всего погибло около 300 человек, из них 23 студента и учащихся. Опровергнуто сообщение радио Тайваня о кончине Дэн Сяопина.
10 ИЮНЯ. В пятницу, 9 июня, проведена церемония поднятия флага на площади. Открываются магазины, ресторанчики. Независимая ассоциация студентов и такая же рабочих, созданные в ходе демонстраций, объявлены незаконными и подлежащими роспуску.
11 ИЮНЯ. Председатель Центрального военного совета КНР Дэн Сяопин на встрече с командованием НОАК заявил: "Цель мятежа — свержение Компартии Китая, свержение конституционного социалистического строя, расшатывание КНР и установление буржуазной республики".
12 ИЮНЯ. Арестованы более 400 человек из числа активных участников беспорядков, среди них один из лидеров ассоциации студентов Го Хайфэн, а также активисты ассоциации рабочих.
Что было дальше?
Еще до 4 июня (20 мая) премьер Госсовета КНР Ли Пэн обратил в речи внимание на то, что "митингующие концентрируют атаки на Дэн Сяопине, именно том человеке, который внес огромный вклад в политику реформ и открытости. Политику сдержанности и терпимости, которую проводит правительство, некоторые воспринимают как слабость".
А ведь в самом деле, почему "Богиня Свободы" ополчилась на "старика Дэна", который инициировал удачную операцию по совершенствованию закостенелых экономических норм социализма с частичным переводом на рыночные рельсы? Ведь большего демократа тогда не то что на площади Тяньаньмэнь, а во всей Поднебесной не было. Но "Богиня" не оценила заслуг мудрого дядюшки Дэна, и "демократические силы" не разглядели, узрели демократию почему-то в наивных горячих парнях с площади и бывшем ставропольском трактористе, разминувшемся со своей страной на развилке, ведущей кого — к краху, а кого — к Нобелевской премии.
После 4 июня "демократические силы" были переполнены беспокойством, возмущением и сочувствием. Мне тоже очень жаль своих китайских сверстников с их искренней верой в "Богиню". Но еще больше я жалею, что среди высшей кремлевской знати и вообще на широких титульных российских просторах не нашлось тогда в противовес "нобелевскому" болтуну "старика Дэна", одного из главных хранителей Поднебесной, последовательно врачующих страну и синдром "4 июня".
"Крайне обеспокоенные" еще некоторое время гневались. "Известия", 18 июня, цитата из выступления министра внешних экономических связей КНР Чжэн Тобиня: "Отдельные правительства и политические деятели, не желая признать фактического положения вещей, а руководствуясь слухами, объявляют о прекращении помощи, предоставления кредитов. Они пытаются оказать нажим на КНР, вмешиваются в ее внутренние дела".
Что-то до боли знакомое. . . Но через месяц после трагедии "4 июня" генсека ЦК КПК Цзян Цзэминя процитировала "Правда" (7 июля): "Некоторые деятели в западных странах попытались всеми средствами изменить нашу социалистическую систему и подорвать авторитет руководства. Китайский народ никогда не позволит им осуществить эти планы".
Теперь о народе армянском
Скажите, занятные получаются параллели между событиями на двух площадях с разницей в 20 лет. . . В 1989-м еще и слова такого не было — "цветная" революция, технологию только обкатывали. СССР казался незыблемым (как сейчас Америка) , демократия виделась нам издалека обворожительно-запретным плодом, и очень многие из тех, кого собрал и охмурил на Театральной площади "Бог Свободы", просто еще не родились. . .
Именно их я прошу в первую очередь прочитать эти заметки, пошевелить мозгами и понять, кто и для чего использовал их наивные "порывы и объятия" и еще наверняка попытается это сделать.
Добавлю насчет объятий. Не забуду одну юную пару, стоящую в толпе на углу посольств Италии и Франции в 11. 30 1 марта. Девица, прильнув к парню, громко и истерично всхлипнула: "Сейчас нас всех убьют!" Тревога была смешной хотя бы потому, что людей уже было много, а безоружной полиции мало и она была озабочена лишь охраной французов. Парень, большеглазый, красивее, чем она, нежно обнимал одной рукой девицу. Другой незнакомый парень от души посоветовал: "Ты, брат, отведи ее домой. . . А потом возвращайся. . . Мы здесь". Но они не ушли.
Эти трое и многие рядом были правильные ребята, и я ими горжусь. Они не понимали лишь уготованной им роли в симфонии с сиренами: от сладкоголосых до пронзительных, полицейских и медицинских. А "Бог Свободы", искусивший юные души, покинул их в час верности провозглашаемым идеалам. Люди с опытом и разумением сообразили, что их просто кинули, и, уходя, прокляли обманщика. Боюсь, что молодежь из поверивших Л. Т. -П. до сих пор не вся поняла, что к чему.
Не поняла всей глубины предательства, с которым человек, кичившийся священной фамильной армянской приставкой "тер", науськивает студентов на таких же юнцов из школы милиции в тот миг, когда на карту поставлена судьба Карабаха. А у ослепших юнцов не хватает соображения хотя бы спросить у "богобоязненного": "Ведь по Библии Авраам приносил в жертву Богу своего единственного сына Исаака, потому что верил. . . А ты, сладкоголосый жрец "Свободы"? Почему твой сын не с нами? И какому же Богу ты молишься, если на алтарь "Свободы" наши юные головы подставляешь, а сам за чужими спинами и дядями прячешься?. . "
Я, кажется, кого-то позабыл. . .
Ах да. . . Уважаемые "демократические силы" из племени обеспокоенных и очень любящих свободу. Знаете, мы тоже кое-что про свободу слыхали за 5 тысяч лет государственности. И, кстати, этого воинственного римского поганца Красса, который погубил символ античной свободы Спартака, потом разбили и обезглавили на Армянском нагорье парфяно-армянские войска. Так что борьбу с душителями "прав и свобод" человека мы начали заметно раньше, чем до этого додумались европейцы.
Продолжать? Или без того понятно, что не всякий сценарий сработает в Армении? Как не сработал в Пекине. А мы сейчас на 20 лет опытнее по части "крашеных" кровью революций.
Что касается "наших баранов" во всех живописных смыслах этого слова и применительно к 1 марта, то я еще свое "мужское" слово про них скажу — дайте только с мыслями собраться. А может быть, и промолчу. Потому что не смогу без ругательств в адрес некоторых обойтись. А воспитание при всей любви к Свободе все-таки ругаться мне не позволяет.