После поствыборных событий в Армении ряд международных правозащитных организаций выступил с заявлениями. В их числе оказалась и Лига прав человека (ЛПЧ) , которая опубликовала свое заключение 12 марта. Оно называлось "Армения: демократия в опасности". Мы получили комментарии к этому документу от французского эксперта, юриста-правозащитника Раффи ГАЛФАЯНА, которые предлагаем вниманию читателей с некоторыми сокращениями.
Лига прав человека:
Осуждение насилия над правами и свободами в Армении и требование немедленной отмены чрезвычайного положения полностью обоснованны и вписываются в естественный мандат неправительственной правозащитной организации. Однако некоторые положения и утверждения документа озадачивают и показывают, как легко может неправительственная организация отклониться от темы и вмешаться в проблемы внутренней политики, не входящие в ее компетенцию. К тому же вызывает сомнения содержащаяся в заявлении базовая информация. Можно констатировать, что ЛПЧ, к сожалению, применяет политику двойных стандартов в своей позиции относительно международных реалий.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВЛЕНИЯ СОДЕРЖИТ приукрашенный портрет одного из кандидатов на президентских выборах — бывшего президента Левона Тер-Петросяна, который представлен как "демократ". Следует напомнить, что этот "демократ" объявил себя победителем еще до окончания выборов 19 февраля и назвал изменниками всех не присоединившихся к нему кандидатов в президенты и просто граждан. . .
Это тот самый "демократ", который в 1996г. вывел на улицы танки и войска в первые же 48 часов после выборов, тогда как в этом году власти выжидали десять дней. Тогда было двое убитых и десятки арестованных. Этот "демократ" хорошо известен ЛПЧ, поскольку ее почетный президент Мишель Тубиана находился в Армении в 1995г. с миссией юридического наблюдения за политическим процессом (дела "Дро" и "30", подозреваемых в организации государственного переворота, как и нынешние обвиняемые). Именно этот "демократ" сегодня клеймит репрессивные методы, ранее использованные под его же руководством силовиками, — министром ВД Вано Сирадегяном, министром национальной безопасности Давидом Шахназаряном, который был вынужден подать в отставку после смерти под пытками дашнакцаканского активиста.
СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ ЗАЯВЛЕНИЯ СОВЕРШЕННО ПРЕДОСУДИТЕЛЕН и не вписывается в мандат ЛПЧ, которая неправомочна с такой легкостью выносить суждения о внешней политике Армении. Незнание страны и ее жизненных интересов приводит к ограничению дипломатических вопросов Армении только проблемой нерешенного конфликта с Азербайджаном. Ныне Армения — страна, подвергающаяся сильному международному давлению из-за контроля, который хотят установить над ней США и их союзники, в том числе Турция. Нравится это нам или нет, согласны мы с этим или нет, но такова реальность: Армения полностью зависит от России в политической, экономической и военной областях. Реальная ситуация еще более сложна, так как соседний Иран, который поддерживает Армению и выводит ее из состояния экономического анклава, тоже не нравится не только США, но и Израилю. Крайне опасная ситуация для Армении, поскольку радикальная революция в пользу интересов США неизбежно приведет страну к хаосу. Следовательно, такая оценка со стороны ЛПЧ совершенно неуместна и опасна. Нет сомнения, что ЛПЧ была бы абсолютно не в силах что-либо сделать, кроме как считать убитых, если бы ситуация в Армении развивалась по такому сценарию.
Наконец, заключение, строго призывающее французские власти не закрывать глаза на политическую ситуацию в Армении и принять меры во имя демократических принципов, могло бы вызвать доверие, если бы ЛПЧ, как об этом недавно напомнили многие члены Лиги, применяла аналогичный подход ко всем странам, нарушающим эти принципы. Я что-то не замечал, чтобы были поставлены под сомнения отношения между Францией и Израилем, когда последний в течение одного уикенда поубивал сотню людей в Палестине. Я не заметил также, чтобы были поставлены под сомнения отношения между Францией и США, когда президент Буш наложил вето на закон, запрещающий применение варварских методов при пытках заключенных. Наоборот, мы видели на сайте ЛПЧ заявление от 19 марта, где говорилось о "громадном прогрессе Турции на пути к демократичным свободам", даже если последующие пункты выявляют регрессивную ситуацию в сфере основных прав и свобод. Уже не говоря о том, что существует угроза запрета политической партии, имеющей большинство в турецком парламенте (АКР). Значит, у ЛПЧ имеется совершенно особое определение прав человека, когда речь идет о других странах. Это дискриминационный подход, о котором говорят сегодня многие активисты Лиги.
СЛЕДУЕТ ЛИ ОБЪЯСНЯТЬ ЭТУ ПОЗИЦИЮ ТОЛЬКО ЛИШЬ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЛПЧ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ? Пусть это заявление явно продиктовано теми, кто мнит себя "армянскими демократами", но лицемерная позиция разжигания внутриполитических страстей, в то время как все международные институты и армянские организации во всем мире призывают к спокойствию, диалогу и переговорам между властями и оппозицией, необъяснима и достойна осуждения.
Париж