Логотип

ИЗ ТЕМНОТЫ — К СВЕТУ?

26 марта Кнессет — парламент Израиля — впервые в своей истории принял решение включить в повестку дня обсуждение вопроса Геноцида армян в Османской Турции. Предложение депутатов Хаима Орона и Зеэва Элькина было неожиданно для многих поддержано представителем правительства. Симптоматично, что еще до решения вопроса о том, в какой именно парламентской комиссии будет проходить обсуждение, сам факт предстоящего рассмотрения вызвал множество комментариев. Особенно разбушевались в Азербайджане, где в последнее время заискивание и лизоблюдство перед местной еврейской общиной и перед государством Израиль достигли прямо-таки небывалых масштабов.
Позиция Израиля в вопросе Ай Дата, как известно, имеет действительно принципиальное значение по целому ряду причин как исторического, так и геополитического характера. В этом смысле своеобразным поворотным пунктом можно считать прошлогоднее сенсационное признание Геноцида армян одной из влиятельных еврейских организаций США — Антидиффамационной лигой (АДЛ). Решение включить вопрос в повестку дня Кнессета в определенной мере является продолжением этой политики, поскольку до недавнего времени считалось, что еврейские организации США стоят на позиции безусловного отрицания Геноцида армян и однозначной поддержки Турции. Было бы наивно полагать, что эти времена окончательно канули в Лету, однако несомненно и то, что в этой, еще недавно казавшейся незыблемой позиции произошли и продолжают происходить заметные изменения.
Свидетельством тому является не только признание АДЛ и достаточно красноречивые высказывания ее руководителя Эйба Фоксмана, но и целый ряд других заявлений и фактов. Так, на официальном веб-сайте одной из самых влиятельных американских еврейских организаций — Еврейского конгресса (www. ajcongress. org) утверждается, что "большое число еврейских союзов являются сторонниками признания Геноцида и противятся непризнанию". Примечательны и сказанные летом прошлого года слова министра здравоохранения Израиля Якова Бен Йизира: "Правительство Израиля никогда не отрицало факт страшных погромов 1915г. и понимает, и разделяет чувства армянского народа, т. к. учитывает число жертв и понесенные страшные потери". Не стоит забывать и то обстоятельство, что факт Геноцида армян открыто признают многие еврейские историки, в том числе и один из самых авторитетных геноцидоведов И. Черни. Геноцид армян признан Международной ассоциацией исследователей геноцида, в которой израильские ученые, по понятным причинам, играют ключевую роль.
Приведем еще один интересный факт, свидетельствующий об отношении к вопросу рядовых граждан Израиля. Осенью прошлого года на сайте NEWSru. co. il проводился опрос по теме признания Геноцида армян, в котором принял участие 561 респондент. Абсолютное большинство (82, 5%) согласны с мнением, что народ Израиля, переживший свою катастрофу, не вправе отрицать катастрофу других народов. При этом 72, 4% считают, что Израиль должен признать массовые убийства армян в Турции в 1915 году Геноцидом армянского народа. 43, 8% участников опроса полагают, что Израиль должен признать Геноцид армян даже ценой разрыва отношений с Турцией. 35, 2% заявляют, что такую цену Израиль платить не должен.
Безусловно, вопрос этот многогранен и затрагивает множество аспектов. К сожалению, главенствующая роль в этом, как и во многих других современных проблемах, отводится геополитике. Однако несомненен и другой факт: вопрос геноцидов как преступления против человечества в целом несет в себе такой огромный заряд гуманитарного и гуманистического характера, что невозможно рассматривать его исключительно с позиций чаще всего циничных и аморальных политических интересов. Признание геноцидов прошлого, в том числе Холокоста и Арменоцида, важно не столько для истории, сколько для будущего человечества, поскольку очевидно: непризнание и отрицание геноцидов, уже совершенных, несет в себе потенциал повторения трагедии. В конце концов, все более очевидным становится тот факт, что вопрос признания или непризнания Геноцида армян является проблемой нравственного выбора того или иного государства между политическими интересами и ответственностью перед будущими поколениями, и не только своего народа. Отношение к Геноциду армян в определенной степени предопределяет и отношение к выбору того политического инструментария, которым будут регулироваться взаимоотношения между народами в XXI веке: человеконенавистничество и вандализм или толерантность и гуманизм?
С этой точки зрения весьма показательно поведение Азербайджана, который проявил в вопросе решения Кнессета едва ли не большую прыть, чем сама Турция. Во-первых, в Баку кровно обиделись: уж так старались, так заискивали перед евреями и местными, и израильскими — и на тебе, получили обсуждение в Кнессете. Во-вторых, моментально вспомнили о привычных методах разговора с оппонентами — от угроз ("признать уничтожение палестинцев на парламентском уровне") до обвинений в лучших советских традициях ("Израиль — гнездо мирового сионизма"). По-другому вести разговоры в Азербайджане, видимо, просто не умеют, как не имеют и иных аргументов, кроме примитивных "чейнджей" уровня: если вы так, то мы этак. При этом угрозы чаще всего носят воинственный и агрессивный характер.
Характерно в этом смысл поведение депутата Кнессета Йосефа Шагала (он же в прошлом Щеголев, уроженец Баку, возглавляющий в парламенте группу Азербайджан-Израиль) , который, судя по сообщениям прессы, повел себя настолько нагло и вызывающе в отношении представивших вопрос коллег, что встал даже вопрос об обсуждении его поведения в комиссии по этике. Видно, воспитание этого депутата бакинского происхождения вполне достойно его хозяев и бывших земляков — впрочем, не только воспитание.
Шагал, позиционирующий себя в Кнессете как представитель интересов азербайджанской еврейской общины, заявил буквально следующее: "Сегодня в Азербайджане живет 20000 евреев. Реально двадцать тысяч. Это еврейская община, у которой очень хорошие отношения с местной властью, с местным народом. Они традиционно хорошо относились к евреям, никогда антисемитизма там не было. Все, что может за этим последовать — от разрыва дипломатических отношений до (не дай бог) каких-то эксцессов в Азербайджане — это все на совести тех людей, которые выносят это предложение, не понимая, что за ним стоит. Если понимают, то просто на чисто популистском уровне. . . Я ясно излагаю свою мысль?"
Куда уж яснее. . . Логика, надо признать, железная: если парламент Израиля признает Геноцид армян, то в "толерантном" Баку, где сегодня прямо-таки захлебываются в сладкоречивых заверениях в вечной любви к евреям, сразу же могут начаться еврейские погромы. А виноваты в этом будут те, кто добивался признания Геноцида армян в Иерусалиме. Тривиально до смешного. Сам Шагал, конечно же, не популист — именно по этой причине он молчал в тряпочку, когда его соотечественники в Баку протестовали против уничтожения старых кладбищ с могилами своих предков наряду с могилами русскими, армянскими, греческими. . .
Помнится, столь же ясно высказался 20 лет назад Михаил Горбачев, бросивший членам армянской делегации ставшую зловещим предсказанием фразу: "А вы подумали о сотнях тысяч бакинских армян?" И еще одна аналогия: после признания Геноцида армян национальному директору АДЛ Э. Фоксману был задан вопрос: не возникает ли у него беспокойства за еврейскую общину в Турции в связи с новой позицией АДЛ? Что весьма симптоматично, г-н Фоксман этому вопросу не удивился.
. . . А вот из США пришло на днях удивительно светлое сообщение о совместной постановке танцевального спектакля "Из темноты" Армянской Ассамблеи Америки (ААА) и Еврейского совета США (JCRC) в Бостоне. "Спектакль, поставленный всемирно известным хореографом Лиз Лерман и известной армянской танцевальной группой Sayat Nova Dance Company, рассказывает о массовом насилии в современном мире. По словам исполнительного директора JCRC в Бостоне Нэнси Кауфман, очень важен тот факт, что армянская и еврейская общины США разделяют понимание того, что необходимо помнить и признавать геноциды против армян и евреев, совершенных в прошлом веке". Вспомним в этой связи и фильм The Screamers ("Кричащие") известной рок-группы Sistem of a Down, участники которой — армяне по происхождению — не ограничились трагедией своего народа, а заявили о недопустимости геноцидов и насилия в отношении любого народа и любой нации.
Вот вам и вся разница — в подходах, методах и целях. Назовите ее как хотите — культорологическая, цивилизационная, ментальная — суть не меняется: это разница в мировосприятии и отношении к собственной роли в истории человечества, не терпящая мракобесия и насилия и устремленная в будущее — без геноцидов.