Почти 14 лет прошло с момента прекращения огня между азербайджанскими и армянскими вооруженными силами, однако война продолжает влиять на жизнь тех, кто потерял отца или сына, мужа или брата.
— АРТУР НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ О ВОЙНЕ, но однажды днем он отправился к мельнице и больше не вернулся. Он встретил своих друзей, которые шли на войну, и присоединился к ним, — рассказывает 47-летняя Светлана Товмасян, вспоминая мрачный февральский день 1993 года, когда ее муж пошел на войну добровольцем. Ему было 29 лет. —
У нас было трое детей. В то время наша дочь училась в третьем классе, старший сын — в первом классе, а двухлетний сын оставался дома со мной. Артур был единственным кормильцем в семье, — рассказывает Светлана. — Два месяца спустя в больницу Талина привезли тела добровольцев из Талинского района; Артур был среди них.
Мои дети вернулись из школы и мирно спали на диване. Гюхапет постучался в дверь. Когда я открыла ее, увидела односельчан, которые молча глядели на меня, не зная, что сказать, — вспоминает Светлана. — Не говоря ни слова, гюхапет вошел в дом и прикрыл зеркало белым куском ткани — знак того, что в доме кто-то умер. . . Я не нуждалась в объяснениях. Я поняла, что осталась совсем одна с моими детьми, — говорит Светлана.
Вскоре ее настигли еще большие трудности. На небольшое пособие, которое правительство выдавало ее детям-сиротам, Светлана едва могла позволить себе каждый день покупать хлеб, платить за дом в селе Арег было уже нечем. К счастью, гюхапет обеспечил семью жильем — комнаткой, где находился архив сельской администрации.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ В 1994 ГОДУ нищета царила повсюду. В течение нескольких недель Светлана и ее дети днями питались лишь небольшим куском хлеба.
— Я не могла ничего выращивать, потому что у нас не было даже куска земли. Я работала уборщицей в сельском клубе, но клуб не выплачивал зарплату в течение шести-семи месяцев, — говорит Светлана. —
Особенно страшен был зимний период: деревня Арег расположена в горной местности, и здешние суровые зимы длятся до шести месяцев. У нас не было двери, и мы закрывали вход двумя тонкими досками и толстым покрывалом изнутри. Мы бы замерзли, если б односельчане не помогали нам керосином или дровами для топки, да и просто едой, — вспоминает Светлана.
Несмотря на эти трудные для Светланы годы, дочь Ирина успешно закончила школу. Сегодня она работает библиотекарем в сельской школе. Старший сын Светланы — 24-летний Артем работает в поле, а младший, Армен, заканчивает среднюю школу.
В 2001 году семья Багдасарян получила пособие в размере 1, 2 млн драмов от государства на покупку дома. "Это сумма слишком мала, чтобы купить дом, а на могиле мужа не было ни камня, ни надписи. Поэтому я решила потратить деньги на могилу, чтобы память о муже никогда не угасала", — объясняет Светлана.
СЕГОДНЯ СВЕТЛАНА УЖЕ БАБУШКА. "Я нарекла старшего внука Артуром. Он похож на деда и лицом, и манерами", — говорит она с гордостью.
Трехлетний Артур недавно был включен в Программу спонсорства организации "Ворлд Вижн Армения". В рамках этой программы Артур пройдет ежегодное медицинское обследование, будет участвовать в пасхальных и рождественских торжествах, организуемых для детей общины.
Благодаря Программе спонсорства уже в течение двух лет "Ворлд Вижн" занимается развитием села Арег. Отремонтированы питьевой и оросительный водоводы, старшеклассники сельской школы имеют возможность приобрести компьютерные навыки в недавно отремонтированном компьютерном классе, ученики младших классов пользуются новой игровой площадкой.
С 1998 года международная организация "Ворлд Вижн" (World Vision) работает в Армении, осуществляя в различных регионах программы в сфере здравоохранения, образования, экономического развития и защищая права детей. Сегодня "Ворлд Вижн" работает в шести марзах, оказывая содействие 130 общинам Армении.