Логотип

ЖИЗНЬ ВРАСПЛОХ

"Скрытая камера": что это такое — забава или психологическое насилие?
Принцип популярнейшего ныне тележанра — передачи типа "Скрытая камера" прост до примитива: в заранее подготовленный сценарий вовлекаются первые встречные, попадающиеся в умело расставленный ситуативный капкан, как кролики в ловушку. . . Провокация на искреннюю реакцию, которую обязательно продемонстрирует ничего не подозревающая жертва посягательства "скрытой камеры", заканчивается разоблачением прикола. . . Улыбнитесь, вас снимали! В итоге человек, из которого сделали шута горохового (кому докажешь, что ты не верблюд?) , смущенно улыбается. Телекамера обязывает. . .
ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СТОИТ ЗА БЕСЦЕРЕМОННЫМ ТЕЛЕПОДГЛЯДЫВАНИЕМ
, над которым большинство из телезрителей не задумываясь хохочет? Во-первых, остряками "Скрытой камеры" наглейшим образом нарушается право человека на собственное изображение — в данном случае на транспортацию изображения в эфир. Ведь разрешения на съемку никто не спрашивает. Во-вторых, нарушается безусловное право человека на частную жизнь, закрепленное Конституцией РА. И в-третьих, нарушаются положения Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека, подписанной Арменией несколько лет назад, где черным по белому зафиксировано, что каждый гражданин имеет право на уважение его частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Лишь в особых случаях — в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья граждан, нравственности или для защиты прав и свобод других лиц — допускаются исключения. . .
Очевидно, что "Скрытая камера" не имеет ничего общего с вышеперечисленными исключениями. . . И наконец, самым хамским образом игнорируется право наших сограждан на время и свободу передвижения, ибо ловушки "Скрытой камеры" зачастую подстерегают людей, не праздно прогуливающихся в поисках приключений, а спешащих по делам и в итоге вынужденных нарушать свои планы в угоду уличным приставалам. . .
Абсурд в том, что если в любой цивилизованной стране человек при желании может подать в суд за нарушение privacy (сугубой неприкосновенности и суверенности личного мира) и выиграть процесс, то у нас практически нет механизмов, обеспечивающих в данном случае функционирование имеющихся законов и вышеупомянутой конвенции. Ибо отсутствует закон о материальном возмещении морального ущерба, по которому вы можете призвать к ответу хамоватых телевизионщиков, вооруженных "скрытой камерой". Ну сняли вас без вашего разрешения, потом осмеяли на всю страну. . . Единственной сатисфакции, которой вы можете добиться, — извинения. Это в лучшем случае. . .
ВЫХОДИТ, ЧТО В ДАННОМ КОНТЕКСТЕ НАШИ ПРАВА И СВОБОДЫ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ЗАКОНАМИ, НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ФИКЦИЯ. И это, на наш взгляд, одна из острых проблем общества в целом и отечественного телевидения в частности. Если не обратить на нее внимания сейчас, какой может быть перспектива? Не ее ли блистательно описал Джордж Оруэлл в романе "1984"? "Конечно, никогда нельзя знать наверняка, наблюдают за тобой сейчас или нет. . . Вполне возможно, что они наблюдают за всеми и всегда. Во всяком случае они могли подключиться к вашей линии в любой момент. И приходилось жить, зная, что каждый звук кто-то слышит и за каждым движением кто-то следит. . . И люди жили так в силу привычки, которая давно уже стала инстинктом".
Отдельно следовало бы проанализировать сюжеты передач типа "Скрытой камеры". К примеру, на протяжении многих месяцев с телеэкранов, установленных на станциях Ереванского метрополитена, не сходит один из самых отвратительных "шедевров" "Скрытой камеры". . . Дожидающиеся поезда граждане то и дело слышат повторяющуюся рефреном фразу "ктам кспанем". . . Якобы шутка, а что на самом деле, как не провокация и призыв к насилию? Об этом безобразии дважды писала газета "Азг", но безрезультатно. Ни руководство метрополитена, ни столичная мэрия, ни другие представители власти никак не отреагировали на ситуацию. Воз и ныне там. . .
НЕ СЕКРЕТ, ЧТО ИСКРЕННЯЯ РЕАКЦИЯ ОБЫВАТЕЛЕЙ
на спровоцированную "Скрытой камерой" ситуацию, обладает огромным психологическим воздействием на телезрителей — куда большим, чем любые заранее подготовленные речи и выступления. Потому что это жизнь врасплох — неотлакированная реальность, действующая сильнее, чем реальность причесанная. И если человек эмоционально выдает в эфир "ктам кспанем", то подсознание телезрителя зацепится за эту фразу и эмоциональный фон. . . А наше подсознание подчас способно на очень злые шутки.
Сколько наших сограждан, в том числе молодежь, по нескольку раз в день слышат эту фразу, находясь в общественном месте?! Якобы шутка, но по сути речь идет о неприкрытой психологической диверсии, манипуляции сознанием людей и форменном психологическом насилии, последствия которого могут быть непредсказуемыми.
Когда случилось "1 марта", для большинства наших сограждан это был шок — не так ли? А ведь в цепочке причин, породивших трагические события 1 марта, наверняка была и та, что на протяжении почти года навязчиво, неотвязно преследовала людей, беспечно ожидавших поезда в метро, повторяясь фразой "ктам кспанем", произносимой с отечественных телеэкранов. Охотники за жизнью врасплох давно уже вступили в нешуточное взаимодействие с нашими гражданскими правами, человеческим достоинством и социальным поведением. Разве мы можем это игнорировать?. .