Логотип

БУРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ В ПАСЕ

На проходящей в Страсбурге очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы был принят доклад мониторинговой комиссии ПАСЕ по президентским выборам в Армении. Принятие доклада, который представил руководитель наблюдательской миссии БДИПЧ/ОБСЕ Джон Прескотт, сопровождалось коротким, но бурным обсуждением.
Некоторым депутатам ПАСЕ очень не понравилось, что в докладе, несмотря на ряд недостатков, президентские выборы в Армении оценивались как в основном соответствующие стандартам Совета Европы. В качестве главного аргумента против такой оценки некоторые делегаты (наиболее активным из них был представитель делегации Азербайджана Самед Сеидов) апеллировали к жертвам событий в Армении 1-2 марта. Однако Джон Прескотт был непреклонен. Он заявил, что все разговоры о том, что выборы 19 февраля не соответствовали стандартам Совета Европы, — "просто чепуха". Таким образом, руководитель наблюдательской миссии ПАСЕ провел четкую границу между президентскими выборами в Армении 19 февраля, с одной стороны, и событиями 1-2 марта — с другой.
Заметим, что многим в Армении не помешало бы по крайней мере попытаться понять логику наблюдательской миссии ОБСЕ и ее руководителя. Логику, согласно которой не стоит смешивать эти два события. Потому что, несмотря на определенные нарушения в ходе избирательного процесса, победа Сержа Саркисяна не может быть оспорена.
Другое дело, что поствыборные процессы в Армении развивались не в том русле, как хотелось бы. Виноваты в этом как власти, так и оппозиция, да и все общество в целом. Конечно, здесь снова встает проблема доверия общественности к избирательным процессам. Проблема, которую в ходе прошедших выборов решить не удалось, и именно это и является одной из главных причин событий 1-2 марта. В этой сфере многое еще предстоит сделать, и в докладе Джона Прескотта содержатся соответствующие рекомендации на сей счет.
Но разговор о поствыборных процессах в Армении на сессии ПАСЕ еще предстоит. Сегодня на сессии будут обсуждаться эти вопросы, как и вопросы состояния демократических институтов в Армении. Мониторинговая комиссия ПАСЕ уже приняла соответствующий проект резолюции, который будет обсуждаться на пленарном заседании ПАСЕ. Не исключено, что в проект резолюции внесут отдельные поправки, но очевидно, что в целом основные положения резолюции вряд ли подвергнутся изменениям. А в этих положениях прежде всего говорится о необходимости политического диалога между провластными силами и оппозицией, причем как парламентской, так и внепарламентской, отмечается необходимость повысить роль и влияние оппозиции на общественные и политические процессы в обществе и государстве.
В проекте резолюции говорится также о необходимости внести определенные поправки в принятый недавно Национальным Собранием новый закон о порядке организации митингов, демонстраций и других массовых мероприятий. С тем чтобы закон не стал инструментом для фактического запрета на подобные мероприятия, как многие опасаются.
Есть также пункт о необходимости проведения независимого расследования событий 1-2 марта, т. е. имеется в виду необходимость проведения такого разбирательства, которое исчерпало бы сомнения общественности в отношении объективности, всесторонности и полноты следствия. Заметим в этой связи, что орган расследования Армении обратился к международным структурам с предложением вовлечь в следственные действия и международных экспертов, но, по-видимому, международные структуры посчитали, что в этом нет необходимости — и предложение повисло в воздухе. Это является лишним объяснением того, что суть данного предложения в проекте резолюции заключается не в недоверии международного сообщества к следственным органам Армении, а в том, чтобы избавить широкую армянскую общественность от сомнений в объективности проведенного следствия.
В проекте резолюции также содержится призыв отпустить тех заключенных, кто непосредственно не участвовал в беспорядках. Полагаем, в этом предложении особого резона и не было, поскольку никто и не собирается осуждать мирных демонстрантов, выражавших, пусть и несколько экзальтированно, свои политические убеждения. Другое дело, что представители радикальной оппозиции очень стараются убедить в этом европейские структуры. С этой целью даже заслали в Страсбург специального эмиссара АОД Оганеса Игитяна, который встретился с Тэрри Девисом, и последний лично обещал ему взять это дело под контроль (наверняка у обоих язык без костей). По-видимому, так и оказался в проекте резолюции этот пункт.
Но получается у оппозиции все равно плохо, поскольку факты говорят не в их пользу. Так, если Тер-Петросян утверждает, что под стражей содержится около полторы сотни человек, то Генпрокуратура приводит цифру в два раза меньше. Не выдерживает критики и утверждение Тер-Петросяна, что задержаны все его доверенные лица, поскольку в Армении на президентских выборах функционировало около 2000 избирательных участков и трудно поверить, что у Тер-Петросяна было всего 70-80 доверенных лиц. А если и так, то значит избирательная кампания экс-президента была просто из рук вон плохо организована. . .