Госбюджет Армении столкнется с проблемой доходов из-за снятия пошлин на импорт автомобилей, сказал заместитель главы Комитета по госдоходам Армении Армен Алавердян в ходе обсуждения в парламентских комиссиях отчета по выполнению госбюджета за 2015 год, передает АРКА.
ПАРЛАМЕНТ АРМЕНИИ ЕЩЕ В МАРТЕ ПРИНЯЛ ПОПРАВКИ В ЗАКОН «ОБ НДС», согласно которым предлагается освободить от выплаты НДС физических лиц, импортирующих автомобили с территории ЕАЭС. По словам Алавердяна, проблемы возникнут не в количественном плане, а в вопросе налогообложения. «В ближайшие два года мы обязательно столкнемся с большим спадом доходов госбюджета от импорта автомобилей, что обусловлено членством в ЕАЭС и отношениями России с третьими странами», — пояснил он.
В частности, замглавы КГД отметил, что ежегодные поступления госбюджета от импортируемых в страну автомобилей составляли до 35-45 млрд драмов, а в 2015 году — более 20 млрд драмов. По его словам, после снятия налогообложения в рамках ЕАЭС вопрос импорта затронул и поставки автомобилей из третьих стран, число которых резко сократилось, поскольку произошла переориентация на российский рынок.
«Сохраняется риск невыполнения доходной статьи бюджета и угроза невыполнения сбора налогов в первом квартале 2016 года из-за переориентации импорта автомобилей на рынок ЕАЭС», — сказал Алавердян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ГОВОРЯ О ТОМ, ЧТО В БЛИЖАЙШИЕ ДВА ГОДА мы столкнемся со спадом доходов от автоимпорта, Армен Алавердян, видимо, пощадил депутатов и не сказал, с чем столкнемся через 3 года. Тогда нам придется практически забыть о таком источнике бюджетных доходов, как автоимпорт. Дело в том, что так называемый список изъятий, который был составлен в преддверии вступления РА в ЕАЭС и куда были внесены автомобили, формировался сроком на 5 лет. Если сегодня идет определенная переориентация автоимпорта на ЕАЭС только из-за снятия НДС с ЕАЭСовских машин, то этот процесс (переориентации) достигнет апогея, когда срок действия «изъятий» пройдет и растаможка машин из третьих стран значительно повысится в цене. Скорее всего, к этому времени автоимпорт просто перестанет считаться более или менее серьезным источником бюджетных доходов, коим является уже много лет. Тут отмечу, что ежегодно в армянскую казну поступает в среднем 80-100 млн долларов от растаможки импортируемых автомобилей. Судя по всему, через несколько лет эта цифра потеряет один ноль. И, разумеется, это очень больно ударит по бюджету.
Для тех, кто выступал и выступает против членства Армении в ЕАЭС, подобная ситуация проливается бальзамом на душу. Дескать, мы же говорили, что евразийская интеграция приведет больше к потерям, нежели приобретениям. Вот, мол, вам и подтверждение. Приводится сейчас, кстати, и другой, пожалуй, более яркий довод против членства в ЕАЭС: согласно официальным данным, за первый год членства Армения получила из общего котла таможенных сборов союза всего 37 млн долларов, тогда как рассчитывала на несколько сот миллионов…
На первый взгляд аргументы выглядят убедительно, только они никак не указывают на ЕАЭС как на виновника наших проблем. Проблема здесь внутренняя и, соответственно, претензии тоже должны быть адресованы прежде всего правительству Армении. И прежнему, которое вело переговоры и на которое была возложена обязанность подготовки ко вступлению Армении в ЕАЭС, и к нынешнему, которое ответственно за текущее состояние интеграционного процесса.
Речь о приоритетах. Мягко говоря, несколько странным представляется тот факт, что на стадии формирования списка изъятий правительство Армении не пожалело усилий и энергии, дабы включить в этот список наряду с товарами первой необходимости автомобили. Прямо скажем, машины здесь (в списке) смотрелись как-то не очень гармонично, ибо к первой необходимости не имели никакого отношения, тем не менее составление списка изъятий было продиктовано соображениями социальной защиты граждан. Подразумевалось, что гармонизация таможенных правил в рамках ЕАЭС приведет к повышению стоимости растаможки и, соответственно, цен на товары, импортированные из третьих стран. В итоге родился список, состоящий из 900 пунктов, в который вошли товары, которые временно растамаживаются по прежней схеме и расценкам. И вот в этот список ценой долгих и сложных переговоров армянская сторона внесла машины.
ВОВСЕ НЕ НЕДООЦЕНИВАЯ СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ АВТОИМПОРТА, заключающийся в том, что для многих граждан Армении перегон и перепродажа машин — единственный источник дохода семейного бюджета, оправдание такого подхода правительства представляется более чем сомнительным. И вот почему. В трехмиллионной Армении трудоспособное население составляет около 70 процентов (примерно 2 миллиона). При этом в стране зарегистрировано около 500 тысяч машин. То есть на каждого четвертого гражданина Армении в возрасте от 16 до 62 лет приходится по машине. Это не просто много, это слишком много для страны, в которой треть населения живет за чертой бедности. Соответственно, тут развитие авторынка, мягко говоря, бесперспективно. Рынок перенасыщен. То же касается и импорта машин.
С учетом этого обстоятельства по меньшей мере странно, что самозабвенная защита действующей схемы автоимпорта стала сверхзадачей для армянского правительства на стадии подготовки ко вступлению в ЕАЭС. Странно, что эта фактически бесперспективная сфера оказалась в числе наших приоритетов на прединтеграционной стадии. Это — с одной стороны.
С другой — тот же список изъятий предлагает своего рода адаптационный период, это временный инструмент, позволяющий диверсифицировать источники бюджетных поступлений. Между тем за полтора года подобной диверсификации не отмечено. Источники пополнения отечественной казны те же, что всегда. И это лежит на совести уже нынешнего правительства.
Да, трудно не согласиться с Арменом Алавердяном в том плане, что Армения не досчитывается доходов от автоимпорта и эта проблема будет усугубляться. Но в то же время приходится констатировать, что Армении было дано время на диверсификацию своей налоговой политики, на определенную перестройку экономики. Увы, пока мы это время теряем зря. Диверсификацией и перестройкой даже не пахнет.
