— Игорь Юрьевич, в Армении ряд экспертов полагает, что форсированной продажей Азербайджану новейших вооружений Россия изменила хрупкий баланс в регионе, в результате чего азербайджанская сторона от агрессивной риторики перешла к развязыванию военных действий.
— Никакого изменения баланса сил нет: одновременно с продажей по коммерческим ценам оружия Азербайджану, Россия вооружала и Армению. Либо по льготным ценам, либо бесплатно. И именно сохранение баланса сил не позволило Азербайджану решать задачу развития наступления на Степанакерт. Я не сторонник позиции, что это была «разведка боем». Россия все делала правильно с точки зрения того, что нарушения баланса сил не было: со всей ответственностью заявляю, что военные возможности Армении и Азербайджана равны. В этом залог, что статус-кво изменен не будет.
— Вы полагаете, что это была попытка начать полномасштабную войну?
— Со стопроцентной уверенностью вам это никто не скажет. А вот что не вызывает сомнений, так это фактор руки Турции. Возможно, это целенаправленная попытка Анкары разжечь огонь войны, поставить Москву в невыигрышную ситуацию, создав новый очаг напряженности, куда Россия будет вынуждена втягиваться. Но поверьте, изменить статус-кво вокруг Нагорного Карабаха невозможно: военные возможности Азербайджана и Армении равны, в том числе и в области современного оружия.
— Почему в таком случае с таким трудом осваивается российский «оружейный кредит» в $200 млн, который был предоставлен Еревану для приобретения российского вооружения? Соглашение о кредите НС Армении ратифицировало еще в начале июля 2015 года. Армянские западники делают упор на то, что в России специально тянули с этим в угоду Азербайджану.
— Есть же каналы двусторонних отношений Армении и России в сфере военно-технического сотрудничества. Эти вопросы регулируются на уровне соответствующих ведомств России и Армении. На этом уровне должны подниматься вопросы, а не на уровне субъективных измышлений. Мы рассматриваем Армению как стратегического партнера. Относимся к ней не конъюнктурно. И я заявляю, что в этом плане Армения может совершенно четко рассчитывать на Россию, на ее военные возможности и на ее военную базу в Гюмри.
В этом контексте хочу также отметить, что российская база нужна и России, и Армении. Но в первую очередь все-таки Армении, и, дислоцируя ее на вашей территории, мы выполняем свой союзнический долг. И все пустые разговоры о нужности или ненужности базы — от лукавого. Хотел бы видеть ваших «крутых», которые собираются выжить и развиваться в сложнейшем геополитическом регионе без союзников. Но полагаю, попытки определенных антироссийских сил в Армении вбить клин между нашими странами тщетны. Обвинения против России, по моему мнению, могут выдвигать или неадекватные конъюнктурщики, или это целенаправленная акция вышеуказанных мною сил.
