Уже много лет люди, вложившие деньги для получения жилья в строящемся комплексе «Ереванская крепость», испытывают сложную гамму чувств — от отчаяния до ярости. Сроки предоставления квартир откладывались, менялись договоры, вспыхивали и гасли надежды, пока наконец ЗАО «Глендейл хиллз» не было признано банкротом. Это еще более усугубило положение вкладчиков. «ГА» неоднократно обращался к этой теме, в которой долго не было подвижек. До 7 июня.
В 11 УТРА В ЗАЛЕ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ СТОЛИЧНЫХ округов Кентрон и Норк-Мараш судьи Алексея Сукояна стоял невообразимый гвалт. В небольшую комнату набилось человек 50. Еще по меньшей мере столько же толпилось в коридоре. Всего вкладчиков около 240 человек, а кроме них к банкроту имеют претензии и строители, которым в свое время не заплатили за выполненную работу. Секретарь суда попыталась уточнить, кто из истцов в наличии, но это в общем гаме еще более накалило атмосферу, собравшиеся требовали зала побольше и услышали в ответ, что в этом здании (расположенном за электроламповым заводом) более просторного помещения нет. Страсти кипели, пока сквозь плотные ряды истцов не протиснулся судья и не принялся создавать рабочую обстановку.
Сукоян резонно предложил распределить всех истцов по категориям. А именно: есть строители, которым должен банкрот, есть вкладчики, к финансовым претензиям которых у комиссии (глава Карен Асатрян) по рассмотрению требований возражений нет, и есть вкладчики, к искам которых у комиссии есть претензии. Судья предложил начать с последней группы, а остальным, чтобы зря не нервничали, предложил пока разойтись, уведомив, что следующее заседание — 8 июня в 10:00. Был составлен список из первых 30 истцов, с которыми судья рассчитывал разобраться 7 июня. При этом Сукоян отдавал преимущества людям в возрасте и приехавшим из других городов. Еще он успокоил тех, с чьими претензиями комиссия согласна, заметив, что они автоматически станут кредиторами. Одновременно подчеркнул, что суд сегодня делает первый шаг к восстановлению прав вкладчиков.
Дальнейшая судьба незавершенного строительства сегодня неизвестна. Может, какой-нибудь инвестор решит в рамках программы по оздоровлению проекта довести начатое до конца. Но тогда он должен четко знать, за что берется и сколько долгов оставило ЗАО «Глендейл хиллз». Поэтому желательно не отпугивать потенциального инвестора запредельными требованиями. Впрочем, суд, конечно, оценит аргументы истцов и комиссии.
После затянувшейся неофициальной увертюры заседание началось, и первой выступила Джемма Казарян. Типичная история с внесенной ею суммой в $35 тысяч и невыполненными застройщиком обязательствами. Истица требовала возвращения денег. К.Асатрян после уточнения деталей против иска не возражал.
ОДИН ЗА ДРУГИМ ВКЛАДЧИКИ ПОДХОДИЛИ К ТРИБУНЕ. ПО СОВЕТУ СУДЬИ они без дополнительных эмоций указывали на суть иска: сколько и когда внесли, сколько хотят получить. Последнее обстоятельство связано с тем, что у застройщика по договору тоже были обязательства: платить за непредоставленное в срок жилье, поэтому к основной сумме вкладчики прибавляли штрафные проценты. С некоторыми К.Асатрян не соглашался, предлагая предметно разобраться с каждым в отдельности в офисе, после чего поставить в известность суд.
Ряд истцов был согласен вместо денег получить жилье, но А.Сукоян разъяснял, что сегодня речь идет о признании их финансовых претензий и утверждении их через суд. А как обернется дело дальше, покажет время.
До перерыва судья успел пропустить 11 человек, автор этих строк чуть не оказался 12-м из любезно приглашенных к трибуне. Наступил перерыв до 14:00.
Напряжение в зале спало. Народ немного успокоился, почувствовав, что в их судьбе что-то сдвинулось, появилась какая-то перспектива. При таких темпах судопроизводства (2-3 минуты на каждого) Сукоян справится с делом быстро. Вот если б еще попутно инвестор выискался для завершения «Ереванской крепости», тогда многие через годы мучений вздохнули бы с облегчением.
