Логотип

ЗЕМЛЯ И ХЛЕБ


Программа развития зерноводства столкнется с необходимостью решать коренные проблемы земледелия, считает доктор сельскохозяйственных наук, доцент кафедры растениеводства и овощеводства Госагроуниверситета Андреас МЕЛИКЯН
— Г-н Меликян, Армения потребляет пшеницу в три раза больше, чем производит. Может ли страна поднатужиться и вырастить такой объем хлеба?
— По моим расчетам, при всех усилиях собрать более 500 тыс. тонн злаковых — нереально. При нынешнем положении дел в сельском хозяйстве — это максимально возможный урожай в случае благоприятных погодных условий. Так что докупать и завозить зерно опять придется. Пока не будут решены основные проблемы сельского хозяйства. Конечно, избежать кабальной зависимости от импорта зерна хорошо и для продовольственной, и для военно-политической безопасности страны. И в этом смысле наличие такой программы большой позитив. Что касается практической стороны дела — ее осуществления, то нужно выждать до осени. Именно тогда можно будет проанализровать ситуацию, выявить просчеты и достигнутые результаты. Сегодня же мы можем говорить о том, за счет каких ресурсов и механизмов можно троекратно увеличить производство зерна в малоземельной республике. Хотя возможности расширения посевных площадей у нас не исчерпаны (большие площади пашни не возделываются) , тем не менее проблему можно решить, повысив урожайность озимой пшеницы — как главной зерновой культуры. Увеличение производства зерна зависит от выведения новых высококачественных сортов пшеницы.
— Разве армянские селекционеры за последние годы не создали целый ряд новых высокопродуктивных сортов пшеницы?
— В рамках сотрудничества с международными организациями СИММИТ и ИКАРДА по программе улучшения озимой пшеницы в Научном центре земледелия и защиты растений испытано около 4 тыс. образцов озимой и факультативной пшеницы и выделены перспективные сорта. Некоторые из них успешно прошли госсортоиспытания. Достойны внимания такие новые сорта озимой пшеницы, как Ани, Арцах, Амарас, Армсим, Вагаршапат, Хаки и ряд линий, у которых в среднем количество зерна в колосе составляло 53-58 шт. , масса зерна — 2, 1-2, 8г против 42 зерен и 1, 6г у знаменитого сорта Безостая 1. Средний урожай с гектара достигает от 30, 7ц до 54, 7ц против 23, 4 и 35ц у сорта Безостая 1. Тем не менее новые сорта пшеницы, обеспечивающие в редких случаях довольно высокий урожай — 70-80 ц/га, не могут быть широко внедрены, так как до сих пор не налажено семеноводство, даже при условии, что эти сорта районированы.
Вообще селекция стремится изменить архитектонику пшеничного растения, найти скрытые возможности продуктивности колоса. На мой взгляд, пределы потенциальной урожайности пшеницы, границы генетикодетерминированной продуктивности колоса изучены не до конца, и нужно создавать сорта, максимально использующие почвенные элементы и влагу и более пригодные для конкретных условий возделывания. В настоящее время наши селекционеры совершенствуют метод трансгрессивной селекции с использованием крупноколосых мутантов, что дает весьма продуктивный колос. Ученые селекционеры-оригинаторы и семеноводы в основном решают вопрос первичного семеноводства, проводить же дальнейшие работы не позволяет отсутствие соответствующей базы, хотя ранее (в советские годы) в республике функционировало более десятка семеноводческих хозяйств. До сего дня производство элитных семян госструктуры не финансировали. Вообще выращивание чистых и качественных семян обязательно связано с применением севооборотов, пусть даже двупольных (т. е. простой ротацией культур). Большинство же фермерских хозяйств — мелкие и не имеют достаточной земельной площади. Считаю, что будущее зернового хозяйства и производство семян — в объединении лоскутов и создании в селах акционерных обществ. Многообразие почвенно-климатических условий различных сельскохозяйственных зон Армении приводит к тому, что в территориально небольшой республике возделывается более десяти сортов озимой пшеницы и наладить производство семян по всем сортам почти невозможно. А потому каждый хозяйствующий субъект самостоятельно решает, какой сорт высевать. Следовательно, и семеноводство должно скорректироваться и развиваться на ограниченных посевных площадях.
В условиях резкой раздробленности посевных площадей и речи быть не может о механизации производства и рациональном использовании ресурсов. Известно также, что в предгорных и горных регионах республики, за редким исключением, возделывание зерновых в богарных условиях связано с известной долей риска: объем урожая зависит от погодных условий и довольно нестабилен. Изреженность посевных площадей под зерновыми предопределяет нетоварный характер производства. Преобладающая часть крестьянских хозяйств производит зерно исключительно для удовлетворения собственных потребностей. При этом 1 гектар в лучшем случае с вычетом налога на землю и прочих расходов дает прибыль (исходя из урожайности в 21ц) не более 25 тыс. драмов (эспарцет принес бы больше дохода, да и пашню подготовил бы к посеву зерна). Такая сумма вряд ли покроет расходы на семена. Следовательно, для организации товарного и конкурентоспособного зернового хозяйства необходимо иметь 15-20 га посевной площади. При использовании травопольного севооборота потребуется 25-30 га пахотных земель. Тем не менее, несмотря на нетоварный характер производства зерновых, оно остается самой массовой отраслью и его экономическая рентабельность колеблется в пределах 50-70%.
— Повышение урожайности путем внедрения достижений генной инженерии, пестицидов. гербицидов и других химических средств стало губительным для здоровья человека. Как же быть с плодородием почв?
— Недавно ученые ГАУА провели исследования в бассейне озера Севан. Оказалось, что пахотные земли за последние 10-12 лет потеряли 1 процент гумуса! Это стало одной из основных причин снижения урожайности полевых культур — произошла экологическая катастрофа!
Серьезные экологические проблемы возникли на землях Араратской равнины из-за вторичного засоления и переувлажнения плодородных орошаемых почв, считающихся "золотым фондом" пахотных земель республики. Увеличение площади вторично засоленных почв в основном связано с неудовлетворительным техническим состоянием открытой коллекторно-дренажной и закрытой дренажной сетей, используемых при орошении. Государство выделяет определенные средства для осуществления мер по улучшению мелиоративного состояния обрабатываемых земель Араратской равнины. Но такие работы должны проводиться систематически по разработанной долгосрочной программе.
Другая экологическая проблема — рекультивация и восстановление почв, загрязненных тяжелыми металлами. В республике насчитывается 50 тыс. га почв, в которых содержание тяжелых металлов превышает фоновое в десятки раз. Эти почвы находятся в интенсивно развитых сельскохозяйственных зонах, где выращивают ценные культуры. Производимые здесь овоще-бахчевые и фрукты по своему качеству часто не соответствуют эколого-токсикологическим нормативам и опасны для здоровья человека.
Экологизация сельского хозяйства и применение альтернативной (органической) системы земледелия позволит постепенно отказаться от широкого применения минеральных, особенно фосфорных и калийных, удобрений — главных источников загрязнения почв тяжелыми металлами. Проведенные за последние годы исследования показали, что применение в загрязненных почвах органических удобрений (навоза, биогумуса) совместно с природными мелиорантами с высокой адсорбционной способностью (цеолит, дацитовый туф) ослабляет токсичные свойства этих почв.
Однако в условиях раздробленного землепользования возникли непреодолимые трудности в осуществлении широкомасштабных гидротехнических, агролесомелиоративных, организационно-хозяйственных, противоэрозионных работ, мероприятий по борьбе с засухой и суховеями, рекультивации и восстановлению техногенно загрязненных почв. Фактически стало невозможным применение севооборотов даже с короткой ротацией. Бесспорно, укрупнение мелких крестьянских и создание образцовых фермерских хозяйств, располагающих необходимой материально-технической базой и ресурсами агроэкосистем, будут способствовать экологизации сельского хозяйства и реализации концепции органического земледелия.
Правительство готовит закон об органическом сельском хозяйстве. Это важный шаг на пути экологизации. Для стимулирования и развития органического земледелия необходимо разработать механизм и законодательные основы его реализации, а также концепцию производства экологически чистых продуктов.
— Хватит ли запасов органического удобрения для перехода на альтернативную систему земледелия?
— Небольшие резервы органических удобрений (максимум 3, 3 млн тонн) даже при использовании торфа недостаточны не только для перехода к органическому земледелию, но и для полномасштабного удобрения полевых культур, плодовых садов и виноградников по технологии совместного применения минеральных и органических удобрений, разработанной для традиционной системы земледелия. Естественно, что при таком низком уровне запасов органических удобрений крестьянские хозяйства не могут полностью отказаться от применения минеральных удобрений. Единственный путь — создание необходимой кормовой базы для развития животноводства. Увеличение посевных площадей кормовых культур, повсеместное улучшение естественных кормовых угодий должны стать важными звеньями в развитии кормопроизводства. Все эти меры увеличат объемы навоза. Для повышения же его качества следует применять приемы и методы утилизации и компостирования навоза и навозных стоков, разработанные мировой наукой и испытанные на практике. Немаловажное значение имеет также максимальное и рациональное использование растительных остатков для приготовления различных компостов. В последние годы успешно применяются бактериальные препараты.
Для экологизации сельского хозяйства в области защиты растений от вредителей и болезней также целесообразно перейти от односторонних химических мер к интегрированной (комплексной) системе защитных мероприятий, включающей агротехнические, биологические, биоценотические, карантинные, механические, селекционные, физиологические и др. способы.
— Лоскутный характер землепользования, как убедились, тормозит многие передовые начинания. Как ускорить процесс объединения (укрупнения) земель?
— В ряде европейских стран действуют вполне разумные законы. Если крестьянская семья ряд лет не использует собственный земельный надел, то закон позволяет отнять его (компенсируя в полном или частичном объеме) и передать тому, кто способен полноценно работать и выращивать урожай. Наши законодатели могут перенять этот оправдавший себя на практике правовой опыт, и тогда претворение в жизнь программы развития зерноводства, да и многих других аграрных проектов станет более реалистичным.