— Когда был создан ваш фонд?
— В 1987 году. Его первоначально возглавлял академик Сен Аревшатян. Позже некоторое время писатель Вардкес Петросян, до своей гибели в апреле 1994 года. А в августе председателем избрали меня, и уже 1 сентября мы организовали в школах первое мероприятие: урок ведет ученый, воин, композитор… В том же году прошел фестиваль «Культурная осень», длившийся до декабря.
— Каковы уставные цели вашей организации?
— Это прежде всего содействие сохранению подлинных культурных ценностей. Их пропаганда. Мы часто проводим обсуждения новых книг, организуем выставки живописи и скульптуры, издаем книги, календари, буклеты.
— Как это выражается в организационном плане?
— В наш фонд входят представители творческих союзов страны, с которыми согласуются различные мероприятия, искусствоведы, читатели. А график работы у нас сформировался и выдерживается уже много лет. По вторникам мы собираемся в рамках культурного центра «Млечный путь», обсуждаем различные художественные произведения. Не только прозу или поэзию. Вот, скажем, у нас в гостях бывали знаменитые ученые Григор Гурзадян, Эдвард Джрбашян, Сергей Саринян.
А по четвергам проводим заседания культурного парламента, учрежденного в 1999 году Сильвой Капутикян, Эдвардом Исабекяном, Анаит Саинян, Парисом Геруни и многими выдающимися деятелями (всего 200 подписей основателей). Обсуждаем политические, экономические, социальные, экологические и другие проблемы. Словом, все, что волнует общественность…
— А много ли народа приходит?
— Человек 30-35, как правило. Ныне фонд размещается в здании библиотеки НАН РА. На одной из последних встреч нашим гостем был интересный человек, швейцарский композитор Александр Бринкен. Он в свое время окончил Ленинградскую консерваторию. В его жилах течет кровь разных народов. Но он выбрал «чужую» армянскую культуру. самостоятельно выучил язык, написал ораторию, посвященную Армении, хорошо знает нашу историю, рассказывает о ней в своем кругу, что очень важно.
— Вероятно, за годы сложился устойчивый контингент наиболее активных членов вашей организации…
— Естественно. Правда, время от времени с некоторыми, увы, мы расстаемся. Из сегодняшних коллег могу назвать певцов Арсена Амбаряна, Армине Егиазарян, Майю Африкян, композиторов Арама Сатяна, Артуша Парсаданяна, писателей Гоар Галстян, Левона Блбуляна, Гагика Давтяна, Рузан Асатрян, художников Карена Агамяна, Нину Агавелян и многих других. Боюсь, что я обошел некоторых, не указав поименно. Но в жизни фонда участвуют многие, всех просто невозможно перечислить.
— А как насчет возраста? Приходит ли молодежь?
— Это очень важный момент. Потому что нынешнее поколение растет в крайне сложных условиях, когда трудно сориентироваться в происходящем, в том числе и в культуре. Рад, что на наши собрания приходят и молодые — студенты ЕГУ и Армпеда, например. Возникает порой интересная полемика, ведь у каждого поколения свое восприятие. У нас есть ритуальные песочные часы, отмеривающие 5 минут. Стараемся, чтобы спорщики укладывались в регламент. Во всех случаях обмен оценками полезен.
— И все же, согласитесь, интерес к культуре вообще в последние годы не тот, чем, скажем, 30 лет назад, когда никому не надо было объяснять, кто такой Комитас или Сарьян…
— Это связано с множеством факторов, о которых можно говорить часами. Изменились школа, социальная среда, приоритеты в жизни подрастающего поколения и многое другое, что существенно потеснило культуру, вывело на первый план ее эрзац. Мы стремимся по мере сил оздоровить общество. Объяснить, что чем ближе к истинной культуре, тем больше человек.
— Несколько лет назад вы задумали и принялись осуществлять проект «Сада семи муз». Расскажите о нем.
— На пути из Аштарака в Ошакан сто лет назад был расположен в саду домик Никогайоса Туманяна, где в свое время бывали Николай Марр, Левон Шант, Аветис Агаронян и другие известные деятели. Я решил возродить эту традицию: заложил фруктовый сад при участии Сена Аревшатяна, Анаит Саинян, Багиша Овсепяна, Карена Смбатяна и других деятелей культуры. Деревья выросли, приносят плоды, и здесь уже 6-й год проводятся различные культурные мероприятия: звучат стихи и песни, проводятся выставки картин.
— Известно, что эти встречи собирают поклонников культуры 7 раз в год, и в каждой из них есть дополнительный смысл…
— Да, это связано с дарами поспевающих плодов фруктовых деревьев. Первой созревает черешня, за ней — тута. Потом абрикос, персик, виноград, яблоки и, наконец, орех. Вот мы и отмечаем семикратно праздник урожая.
— А главный среди них есть?
— Конечно, абрикос. Обычно мы встречаем День абрикоса в начале июля. Участники встречи прежде всего возлагают цветы к могиле Месропа Маштоца в Ошакане, а потом направляются в «Сад семи муз». Я надеюсь возвести здесь дом, где можно было бы расположиться в любое время года. Пусть в нем правят все музы, объединяя и обогащая людей.
— Кто-нибудь помогает финансами в работе фонда?
— Нет, хотя очень трудно обходиться только своими силами. Но, с другой стороны, система грантов имеет оборотную сторону, определяющуюся пословицей — кто платит деньги, тот заказывает музыку…
— Когда вы восславите «армянский плод», то есть абрикос?
— В нынешнем году соберемся 1 июля. Абрикос — часть армянской культуры. А мы с вами — часть культуры мировой. Если брать шире — часть космоса. Каждый человек — частица космоса. И мне хотелось бы, чтобы между этой частицей и бесконечным космическим целым была бы гармония. Задача сложная и труднодостижимая. Мне известно лишь, что путь к ее решению пролегает через культуру.