ТАКОЕ ЕДИНОДУШНОЕ ИГНОРИРОВАНИЕ СТОЛЬ ВАЖНОГО СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ «союзного» государства не могло не быть результатом авторитетного распоряжения, и это распоряжение могло последовать лишь из одного властного центра – Кремля. Вот тут и начинается конспирология – зачем это было нужно Кремлю? Я полагаю, таким «мягким» способом Москва выказывает свое неудовольствие по поводу позиции Еревана в разрешении карабахского конфликта. Надо полагать, Серж Саргсян в ходе переговоров в Петербурге проявил достаточную твердость и не согласился на размещение российских миротворцев в зоне конфликта, что, безусловно, является на данном этапе основной целью Москвы в регионе – достигнув ее, Кремль элементарно подвесит на своих ниточках-удавочках руководителей обеих республик подобно марионеткам в кукольном театре.
Эту примитивную одноходовую комбинацию, несомненно, просчитывает и Азербайджан, потому он не может не быть против в той же степени, что и Армения, но в данном вопросе он не решает ровным счетом ничего; территории контролируются Арменией, и если она позволит, войска будут введены, какие бы там истерики ни закатывал Азербайджан. Гнев Кремля потому и направлен против Армении, что именно в руках Сержа Саргсяна находится сегодня тот золотой ключик от Карабаха, да и всего Закавказья, которым так жаждет овладеть Москва. И он не собирается его никому отдавать. Пожелаем нашему президенту и далее сохранять твердость духа и последовательность в отстаивании национальных интересов армянского народа.
А что ему в предстоящих баталиях (во всех смыслах) потребуется беспримерное мужество и стойкость, сомневаться не приходится – помидорками, то бишь информационной блокадой, санкции, несомненно, не ограничатся. Посмотрите, какой мугам снова затянул наш восточный сосед. В Вене «президенты (Армении и Азербайджана) подтвердили свою приверженность прекращению огня и мирному урегулированию конфликта. Для снижения риска дальнейшего насилия они договорились завершить в кратчайшие сроки внедрение механизмов ОБСЕ по проведению расследований (инцидентов на границе). Президенты также договорились о расширении офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ» — это информация, размещенная на официальном сайте международной организации. Далее в Санкт-Петербурге «президенты Азербайджанской Республики и Республики Армения подтвердили достигнутые на последнем армяно-азербайджанском саммите в Вене 16 мая с. г. договоренности, направленные на стабилизацию ситуации в зоне конфликта и создание атмосферы, способствующей продвижению мирного процесса. С этой целью они условились, в частности, увеличить число международных наблюдателей в зоне конфликта» — это также официальная информация по итогам встречи трех президентов.
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ опубликованных официальных документов невозможно интерпретировать иначе, как первый шаг на пути реализации, или, как модно нынче говорить, имплементации механизма расследований инцидентов на границе – это и ежу понятно. Но непонятно президенту соседней страны. Вот отрывок из его речи 25 июня сего года (миль пардон за принуждение к чтению невразумительного текста).
«Что касается выдвинутого армянами в качестве условия применения механизма расследования инцидентов, то считаю, что на нынешнем этапе необходимости в этом нет. Во-первых, таких механизмов нет. Никто не говорит нам конкретно, в чем они будут заключаться. В таком случае рассматривать данный вопрос сегодня было бы неправильно. Во-вторых, в чем заключается смысл этого. Если смысл в том, чтобы заморозить конфликт и принять какие-то дополнительные меры на линии соприкосновения, то Азербайджан, конечно, на это не пойдет. Это возможно в том случае, если в переговорном процессе будет продолжаться позитивная динамика, мы увидим конкретные результаты, будем знать, когда наши земли будут освобождены от оккупации. Тогда, конечно, могут быть разработаны различные механизмы и рассмотрен данный вопрос.
Хочу коснуться еще одного важного вопроса в заявлении, принятом нами в Санкт-Петербурге. Там было отмечено, что в последнее время ситуация на линии соприкосновения стабильна, восстановлено прекращение огня, и это расценивается как позитивный факт. В таком случае никакой необходимости в применении механизма расследования инцидентов не остается. То есть и это условие не было принято». (Полный текст на официальном сайте президента Азербайджана – это кому хочется дополнительно позабавиться.)
Заявления из Баку входят в такое вопиющее противоречие с ранее достигнутыми договоренностями (чему в принципе удивляться и не следует – обычная практика азербайджано-турецкой политики), что даже пресс-секретарь МИД России, сдержанная Мария Захарова сочла необходимым пусть и в завуалированной форме осадить зарвавшегося вояку: «Сейчас очень важно, чтобы этот позитив, который был достигнут, не распылить в ходе публичных заявлений и публичной риторики», «…есть разница между информированием и использованием публичного пространства для перетягивания каната». Намек более чем прозрачный, но, конечно, та сторона не моргнув глазом, как обычно, будет утверждать, что намек этот в адрес Армении. Как тут не вспомнить ядовитую русскую поговорку: хоть плюй в глаза – все божья роса! – это ведь далеко не первый подобного рода «намек». Но в том-то и дело, что сами дипломаты «цивилизованных» стран своей двурушнической политикой завуалированных заявлений без указания конкретного их адресата дают возможность преступнику интерпретировать эти громкие, но безадресные заявления в свою пользу – уже просто скучно об этом и говорить.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, ОДНАКО, В ДРУГОМ: ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ вдохновляет наследного президента соседней страны на воинственную риторику (и последующую за ней военную авантюру, как это было в апреле)? Разберем последний случай.
Наследный он или не наследный, президент любой страны имеет вокруг себя кучу советников, и даже если это папуасы, среди них найдется пара-тройка ушлых авантюристов, умеющих ловить рыбку в мутной воде. Вот и ловят момент, когда Москва выражает свое неудовольствие позицией Еревана, и пытаются сыграть свою игру. Флаг им в руки! Пусть будут последовательными и добиваются ввода российских миротворцев в Карабах. Пусть для этого предпримут еще одну военную авантюру – благо в случае чего Москва спасет их в последний момент, как это делала уже дважды.
Но в третий раз Ереван может проявить твердость, к чему я призываю нашего Верховного главнокомандующего. И не только я, полагаю.
Проявляя твердость в отстаивании своих национальных интересов, мы вовсе не отталкиваем от себя Россию, которая при всем при том остается нашим стратегическим союзником, мы только добиваемся уважительного к себе отношения, глубокого осознания нашими российскими партнерами того непреложного факта, что Армения нужна России не в меньшей степени, чем Россия Армении. Без российского военного присутствия, возможно, Армения и будет уничтожена, но если это на самом деле случится, то очень скоро – я об этом писал – Россия неизбежно получит допетровские границы, а еще через некоторое время будет уничтожена и сама. Не надо пренебрегать маленькой Арменией, ее роль в регионе на самом деле чрезвычайно велика. Кажется, в Москве понимают это гораздо лучше, чем в Ереване, но действуют, к сожалению, своими обычными ломовыми методами. Будем надеяться на цивилизованный XXI век.
А завершить свои заметки я хочу словами мудрого человека.
«Народ, наделенный чувством собственного достоинства, не мирится с упадком и ничтожеством из страха, как бы не случилось нечто худшее».
Это написал Джавахарлал Неру в 1942 году, когда Индия еще была колонией Великобритании.