Логотип

ПРОРЫВ БАСКОВ НА «ЗОЛОТОМ АБРИКОСЕ»

Четвертый день в Ереване кипят «абрикосовые» страсти: XIII Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» не оставляет равнодушными любителей авторского кинематографа. Просмотры собирают самую разнообразную публику с различными, порой полярными мнениями и вкусами. Зрители спорят, нередко расходятся во взглядах, но всегда с большой любовью отзываются о кинопразднике. Ведь «Золотой абрикос» знакомит  с новинками элитарного кино и волнующими современный мир темами, заставляет задуматься о глобальных проблемах и предлагает свои рецепты.

НЫНЕШНИЙ «ЗОЛОТОЙ АБРИКОС» СТАРТОВАЛ В СТОЛИЧНОМ КИНОТЕАТРЕ «МОСКВА» в полной экипировке: красная ковровая дорожка, военный духовой оркестр, освященные в церкви абрикосы, три новые звезды, заложенные на «Аллее звезд», и, конечно, полный зал участников, гостей, спонсоров и поклонников фестиваля. Не было лишь одного из постоянных участников – друга Армении, замечательного иранского режиссера Аббаса Киаростами, на днях ушедшего из жизни. Ярчайший представитель «иранской новой волны», обладатель множества кинематографических наград, в том числе и каннской «Пальмовой ветви», он четыре раза участвовал в нашем фестивале и был его большим поклонником. Киаростами известен и как прекрасный фотограф. В один из своих приездов он подарил Музею Сергея Параджанова личную экспозицию фотографий с изображением Мастера. Именно в день открытия «Золотого абрикоса» мир прощался с этим талантливым режиссером,  имя которого  вписалось в историю не только «Золотого абрикоса», но и мирового киноискусства. Зал почтил память Аббаса Киаростами минутой молчания, а во вторник в галерее «Далан» по улице Абовяна открылась выставка фотографий этого тонкого художника.

Торжественная часть открытия фестиваля оказалась компактной. Организаторы представили всех, кто уже 13 лет поддерживает МКФ «Золотой абрикос», объявили о присуждении Музею Сергея Параджанова титула «Сокровище европейской культуры», врученного от имени Европейской киноакадемии продюсером Стефаном Китановым, познакомили с конкурсной программой нынешнего сезона. По традиции фестиваль объявили открытым его исполнительный директор Арутюн Хачатрян и генеральный спонсор, глава компании «Вива Селл-МТС» Ральф Йирикян. Фильмом, давшим старт XIII МКФ «Золотой абрикос», стала черно-белая немая картина «Зарэ» первопроходца отечественной кинематографии Амо Бекназаряна. Это второй игровой фильм в истории армянского кино, вышедший на экран в 1926 г. и справляющий в этом году свой 90-летний юбилей. В то же время это первая в мире картина о курдах, представившая  миру тему малых народов, их традиции, жизненный уклад и социальные проблемы.

АМО БЕКНАЗАРЯН СНЯЛ «ЗАРЭ» ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ КАРТИНЫ «НАМУС». Съемки проходили на склонах горы Арагац один месяц и 18 дней, в основу фильма лег рассказ Акопа Казаряна о борьбе закавказских курдов и езидов с царскими чиновниками и своими же князьями. Режиссер поделил фильм на 7 глав общей продолжительностью в 72 минуты, умудрившись в столь сжатом временном формате не только раскрутить драматический сюжет любовной истории между пастухом Сайдо и сельчанкой Зарэ, но и представить  жизнь угнетенных курдов в начале ХХ века. Более того, фильм насыщен богатым этнографическим материалом. Как писал Амо Бекназарян, чтобы сделать картину достоверной, ему пришлось исследовать нравы и обычаи разных курдских племен, их верования,  взаимоотношения, занятия, изучить ритуалы, даже одежду, еду, песни и танцы. Режиссер организовал несколько экспедиций, прежде чем собрал необходимую информацию.

Но ценность «Зарэ» не только в профессиональной работе Бекназаряна и его команды. Фильм – доказательство альтруизма армянского народа: уже на заре отечественного кинематографа наши авторы затрагивали не только свои  национальные темы, но и обращались к жизни других народов, в частности, малых. Не случайно современный курдский режиссер Мюдже Арслан назвал «Зарэ» первым курдским фильмом и отметил, что после этой работы кино молчало о курдах вплоть до 1991 г. Плюс «Зарэ» и в том, что наряду с профессиональными актерами в фильме снимались простые сельчане. По заметкам режиссера, впервые восточная тема была подана без «рахат-лукума» — без приукрашиваний. Даже Сталин, не особо жаловавший армян, посмотрев «Зарэ», посоветовал только армянам снимать кино о Востоке, поскольку в этом плане наши соотечественники непревзойденны. «Абрикосовый» показ фильма прошел в сопровождении джаз-квартета «Акустические цвета» под руководством Ваагна Айрапетяна. «Таперы» — синтезатор и народные инструменты смогли уловить фабулу и эмоциональную линию фильма, а  появление на экране исполнителя роли Сайдо — выдающегося актера Грачья Нерсесяна вызвало  шквал аплодисментов. Кстати, за первые фестивальные дни это был один из редких бурных порывов армянского зрителя, не особо щедрого в этом году на аплодисменты. От «Золотого абрикоса» все ждут шедевров, которые встретишь не часто, даже на «крутых» европейских смотрах. Тем не менее фильмов, отвечающих требованиям  жюри и публики, на XIII ереванском МКФ немало.

 Как бы мир ни стремился к глобализации, национальное кино, лучшая подборка которого представлена на нынешнем «Золотом абрикосе», не спешит порывать со своей спецификой, сквозящей во всем: от стиля, режиссерских акцентов, операторской работы и даже монтажа до темы и атмосферы каждой конкретной картины.

 Стартовал 'Золотой абрикос'ФРАНЦУЗСКИЙ ФИЛЬМ «ГРЯДУЩЕЕ» КИНЕМАТОГРАФИСТКИ МИИ ХАНСЕН-ЛЕВЕ о женщине, смысл жизни которой – дарить любовь и заботу окружающим. Тема не имеет мировой значимости, но близка всем и подана с легкостью, свойственной французам. Фильм не шедевр, но достоин внимания. Намного колоритнее и звучнее картина другой женщины-режиссера Нино Басилиа «Жизнь Анны». Грузины умеют снимать кино, это неоспоримый факт, и делают это с большим мастерством, сочетая национальную специфику и юмор с озвучиванием самых актуальных проблем. Приземленная тема «Жизни Анны» вовсе не лишила возвышенности эту картину, которую однозначно стоит посмотреть. А вот другой претендент на Гран-при, фильм «Обвинитель, защитник, отец и сын» можно назвать одним из фаворитов «Золотого абрикоса». И вновь автор женщина, болгарский режиссер Иглика Трифонова. Фильм основан на подлинных событиях о судебном процессе в отношении сербского военнокомандующего Милорада Крстича, но, по сути, он о законе, который не всегда справедлив и имеет свою теневую сторону в таком правовом органе, как Гаагский трибунал.

«Свое лицо» в эти дни показало и экзотическое кино страны басков – региона современной Испании, над происхождением жителей и языка которого до сих пор бьются историки и лингвисты. Нам она интересна с двух сторон. По мнению ряда исследователей, баски – выходцы из древней Армении, а значит, наши «братья по крови», и знакомство с ними через кино — своеобразное откровение и для нас, армян. С точки же зрения кинематографии баскские режиссеры делают все, чтобы показать миру самобытный образ своей страны, с каждым годом  все более узнаваемый. Баски выделились в киноискусстве с 1975 г.: появились не только свои режиссеры, но и немало фильмов о самой стране. Программу «Новое баскское кино» на «Золотом абрикосе» открыл фильм «Осень в Берлине» Лары Изагире, присутствовавшей на ереванской премьере своего детища. «Шат шноракал ем» — обратилась она к залу на языке своих возможных предков. Программа басков – прекрасная возможность познакомиться с киношным ноу-хау.

Известно, что Северная Корея закрыта для взгляда извне, но россиянину Виталию Манскому, автору документального фильма «В лучах солнца», удалось пробраться в этот «последний оплот коммунизма» и дать широкой общественности шанс совершить там кинотурне. Правда, отечественный зритель не оценил труд Манского. Фильм о культе личности нашей публике не показался культовым, и зал постепенно редел: для молодежи затянутая  идеологическая тема была скучна, а зрелый зритель давно распрощался с надоевшим цензурным прошлым. Тем не менее Виталий Манский удостоился приза «Мастер» МКФ «Золотой абрикос». Тема войны, доминирующая на прошлых фестивалях, уступила место философским картинам и проблеме миграции, по-разному раскрытой режиссерами  разных стран. Что важнее – свобода и красивая жизнь или проблемная родина? Этот вопрос задал автор фильма «Самир в пыли», французский режиссер алжирского происхождения Мохаммед Узин. Будет ли получен «призовой» ответ – станет ясно на днях. Свою оценку миграции дает итальянец Джанфранко Рози в фильме «Огонь в море», представленном вне конкурса.

Стал более серьезным и армянский кинематограф. Игровые конкурсные картины «28.94 по местному времени» Давида Сафаряна и «Последний житель» Дживана Аветисяна, короткометражная «Радиола» Лусине Папоян, документальный «Схторашен» Гарегина Папояна, внеконкурсный документальный фильм Вардана Оганесяна «Истории людей на войне и в мире» – эти и другие картины ставят задачу достучаться до наших сердец. Истинным фаворитом этого фестиваля, способным сорвать Гран-при, по мнению и зрителей, и киноведов, стал фильм «Амама/Бабушка» испанского режиссера Асьер Алтуна о проблеме отцов и детей, прошлого и настоящего, о противоположностях, приводящих к семейному конфликту. Герои картины вновь баски. Стоит задуматься.