Логотип

АМУЛСАР — АПОКАЛИПСИС ДЛЯ ДЖЕРМУКА

«ГА» в свое время опубликовал несколько материалов относительно программы эксплуатации Амулсарского золоторудника, несущей в себе немалые экологические риски, в том числе опасность превращения Севана в «кислотное озеро». Однако имеются еще и социальные риски, к которым подробнее обратимся сегодня… 

ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО В МАЕ ЭТОГО ГОДА СОБИРАЮЩАЯСЯ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ золоторудник компания Lydian International обнародовала подготовленную международной компанией Wardell Armstrong International «Оценку экологического и социального воздействия», в которой, между прочим, курортный городок Джермук впервые представлен в качестве общины, которая также будет нести на себе воздействия реализации программы. Таким образом, если до сих пор речь шла лишь о нескольких близлежащих к руднику селах, то теперь к ним добавляется еще и небольшой город, который известен как здравница и привлекательное место туризма.

Как становится ясно из указанного документа, Джермуку уготовано отнюдь не блестящее будущее. Дело в том, что во время строительства рудника в гостиницах и домах городка будут проживать 370 работников компании, а в ходе эксплуатации рудника — 250. Да, конечно, в течение 10-11 лет реализации программы жизнь в Джермуке если и не будет бить ключом, то как минимум оживится, так как жители станут получать дополнительные доходы от проживания «пришельцев с деньгами», но что будет после. Это, во-первых.

А самое главное, что в самом отчете прямым текстом сказано о таких социальных рисках для курортного города, как рост алкоголизма, наркомании, насилия, проституции и, соответственно, венерических заболеваний. «Всеармянский экологический фронт» уже распространил тревожное сообщение о последствиях трансформации Джермука из города-курорта во временное обиталище мигрантов-горнорабочих.

Вообще когда читаешь подобные «Оценки» и особенно апокалиптические комментарии к ним экологов, порой складывается впечатление, что все это навеяно кэмероновским «Аватаром». Но в данном случае у неподготовленного читателя на самом деле могут волосы встать дыбом от обрисованных перспектив Джермука, поскольку его небольшое население вряд ли в состоянии гармонично абсорбировать серьезный приток пришлой рабочей силы.

 АМУЛСАР - АПОКАЛИПСИС ДЛЯ ДЖЕРМУКАПОНЯТНО, ЧТО ИЗМЕНИТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ, ведь в самый пик строительных работ компании понадобится рабочая сила в количестве аж 1300 человек, причем 70% в силу востребованности работников с определенными знаниями, навыками и умениями (которых невозможно будет найти на месте) привлекут извне — из других областей Армении и из других стран.

Согласно рассматриваемому документу, для 500-920 неместных работников предполагается построить жилое пристанище, а также использовать уже имеющиеся гостиничные и квартирные возможности города. А в ходе эксплуатации рудника здесь будут работать 657 человек, из которых 200 будут расселены по гостиницам Джермука. Но и это еще не все про демографию.

Открывающиеся новые экономические возможности приведут к притоку в регион еще порядка 1000 человек, воздействие которых будет особенно велико именно в Джермуке в силу его городских возможностей. В документе подчеркивается, что «приток рабочей силы может отрицательно повлиять на качество жизни в результате загруженности городских инфраструктур — школ, медицинских учреждений, канализаций, мусоросвалок, водных ресурсов».

Далее. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы прогнозировать последствия концентрации в одном месте значительного количества пришлой рабочей силы — преимущественно холостых мужчин, не знакомых с местной общиной. Как честно сказано в «Оценке…», «подобные ситуации выдвигают на первый план злоупотребления алкоголем, новую либо расширяющуюся сеть проституции (а последняя тесно связана с распространением половых инфекций), а также наблюдается рост преступлений». В документе подчеркивается, что всем этим негативным воздействиям особенно подвержены женщины и девушки.

Вследствие реализации программы, как уже говорилось, возрастает риск роста половых инфекций, поскольку местная община начинает иметь дело с таким понятием, как 4m — men, money, mobility, mixing («мужчины, деньги, мобильность, смешивание»). Понятно, что мужчины, которые будут прямо либо косвенно иметь доходы от реализации программы, не преминут направить свои возросшие финансовые возможности в сферу сексуальных услуг, предоставлением которых, по всей видимости, займутся социально уязвимые слои местного населения.

Не так давно, помнится, владелец Ахталинского горно-обогатительного комбината Сероб Тер-Погосян привнес в жизнь тихого городка на севере Армении «модные на Западе» веяния в виде педофилии и гомосексуализма, сформировав для себя круг предоставляющих платные сексуальные услуги подростков как раз из социально неблагополучных семей. А расплата за это, как часто водится, задержалась на несколько лет. Для этого явления в просвещенной Европе также имеется броское определение — sugar daddy («богатый покровитель», а если без обиняков, то просто «сладкий папик»): это когда мужчины с хорошими доходами подталкивают молодых девушек, а то и, как в случае с Серобом, юношей из социально уязвимых семей к «договорным» сексуальным отношениям. То же самое теперь уготовано и для Джермука.

 АМУЛСАР - АПОКАЛИПСИС ДЛЯ ДЖЕРМУКАА ЧТО ВЫ ХОТИТЕ, КОГДА СОБИРАЕТЕ В ОДНОМ МЕСТЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ количество холостяков с доходом выше, чем в округе и стране в целом, но при этом возможности для их досуга остаются крайне ограниченными? В компании-эксплуатанте, правда, рассчитывают на относительную «безопасность» в этом плане 500-920 работников, поселенных во временное пристанище: они будут мало соприкасаться с местными общинами (пустые надежды! — А.А.), однако признают, что сильной группой риска станут те самые 370 работников, расселенных в самом Джермуке — в его гостиницах и домах. При этом негативные воздействия указанного плана коснутся и общины Гндеваз, так как село как раз и находится вблизи временного пристанища рабочих. Таким образом, вырисовывается вполне реальная перспектива трансформации Джермука из города семейного туризма просто во временное пристанище для рабочих рудника. После всего этого весьма трогательно звучит в «Оценке…» вывод о том, что «проживающие несколько лет в Джермуке работники сбалансируют получаемые от туризма доходы». Не велика ли цена такому сбалансированию?!

Но особенно забавными на описанном фоне выглядят предусмотренные компанией для смягчения перечисленных социальных рисков меры. В частности, женщин будут образовывать, полагаясь на то, что это удержит их от занятия проституцией. А чтобы пресечь распространение венерических заболеваний и инфекций, компания берет на себя обязательство по «обеспечению широкой доступности презервативов», причем как на работе в руднике, так и в гостиницах Джермука.

Ну и ну! Ввиду таких мер очень скоро сюжет армянского фильма «Наша деревня, или Невеста из Джермука» может потерять всякую актуальность. Помните, «Кружит голову мимоза»? Гораздо сильнее голову кружит желтый металл…