Логотип

ДВЕ РЕЗОЛЮЦИИ

Среди других вопросов в повестке летней сессии ПАСЕ были и вопросы о состоянии демократических институтов в Армении и  Азербайджане. По итогам обсуждений ПАСЕ приняла и соответствующие резолюции. Как известно, Армении продлили срок до января 2009 года. В течение этого времени Армения должна выполнить пункты прежней резолюции N1609, а также положения новой резолюции. В ходе обсуждений были предложения заслушать отчет по Армении раньше, осенью этого года, однако предложение было отклонено.

Определив Армении срок до января 2009 года, ПАСЕ тем самым признала, что срок в два месяца, который был дан Армении на апрельской сессии ПАСЕ, был просто нереальным для реализации во многом принципиальных преобразований в жизни страны. Сегодня, когда принято решение судить о наличии прогресса или его отсутствии в Армении спустя полгода, это решение можно воспринимать и как проявление доверия со стороны ПАСЕ. Это означает, что ПАСЕ фиксирует положительные перемены в стране и предлагает необходимое время, чтобы эти перемены наполнились ощутимым содержанием.

Полагаем, у Армении есть все основания оптимистично смотреть в будущее и выполнить за ближайшие полгода все положения резолюции. Тем более что, как не раз заявляли представители власти, выполнение этих положений прежде всего нужно самой Армении и многие рекомендации, закрепленные в резолюциях ПАСЕ, фигурируют как в избирательных платформах правящих сил, так и в коалиционном соглашении. Другое дело, что реализация определенных положений требует не только волевых усилий, но и "просто" времени, что понимают и в евроструктурах.

В резолюциях ПАСЕ по Армении есть и положения чисто рекомендательного характера, и никто не будет судить республику, если в отдельных вопросах будут  проволочки. Например, никто не может насильно усадить оппозицию за стол переговоров с властью или заставить оппозицию признать решение Конституционного суда по президентским выборам в стране, как то рекомендовала резолюция N1609. Было бы желательно, но на нет, как говорится, и суда нет.

Но есть и положения, обязательные для исполнения, от реализации которых зависит оценка демократических институтов Армении на зимней сессии ПАСЕ. Эти несколько пунктов должны реализовать в основном от власти, что действительно поспособствует скорейшей реабилитации нормальной политической жизни в Армении после президентских выборов. Кстати, заметим, что немалая часть работ в направлении реализации этих положений уже сделана, что также было зафиксировано в ходе сессии ПАСЕ.

Одно из таких императивных положений относится к реализации права на митинги и другие массовые мероприятия. В этой связи нужно отметить, что с 26 июня уже вступил в силу новый закон о митингах, принятый в текущем месяце парламентом Армении и подписанный президентом республики 16 июня. Закон вносит определенную конкретику в ряд вопросов, прежде всего в порядок санкционирования митинга, причин, по которым митинг может быть не санкционирован. Закон предусматривает право обжалования в суде решения мэрии, предусматривает проведение "стихийных" митингов и т.д. Заметим также, что перед сессией ПАСЕ оппозиция уже провела свой "июньский" митинг в центре Еревана, теперь готовится к июльскому, а сегодня ожидается и санкционирован местными властями митинг оппозиции в Гюмри. И в этих массовых акциях оппозиции нет ничего такого, ради чего стоило бы подвергать риску как демократические завоевания в Армении с 1988 года, так и наши отношения с международными структурами. При разумном и ответственном применении закона никаких проблем возникнуть не должно: ни у оппозиции с митингами, ни у правоохранителей с соблюдением общественного порядка, ни у нежелающих идти на митинг в плане свободного передвижения и времяпрепровождения.

Еще один из императивных пунктов резолюции касается независимого расследования событий 1-2 марта. Здесь тоже нет "туманных мест", и вопрос также упирается во время. Создана временная парламентская комиссия, но понятно, что главный вопрос беспристрастности комиссии и общественного доверия к ней зависит не от формата комиссии, а от стиля работы. Основные оппозиционные силы бойкотируют работу комиссии, но вопрос доверия к комиссии больше зависит не от участия всех оппозиционеров, а от открытости работы комиссии. Возможно, есть смысл взять пример с премьера страны и проводить заседания комиссии максимально открыто, как это пробует делать в случае с заседаниями правительства новый глава кабинета. Если каждый получит возможность следить за ходом работы комиссии, вопрос доверия отпадет сам по себе. И, полагаем, никого не нужно убеждать, как важно для Армении действительно разобраться в причинах и хронике трагических событий 1-2 марта. Что же касается попыток радикальной оппозиции не только бойкотировать комиссию, но и изначально ее дискредитировать, то, вполне возможно, у этих людей просто есть серьезные причины бояться оглашения результатов работы комиссии. Опасаясь, что в результате работы комиссии их действия могут предстать в неприглядном свете, они заранее выдвигают неприемлемые условия для своей работы в комиссии.

Ну и, наконец, третье императивное требование ПАСЕ касается предварительного расследования событий 1-2 марта, которое ведет Специальная следственная служба. ПАСЕ рекомендует ускорить процесс расследования и принятия судебных решений и по возможности амнистируя или как-нибудь иначе, но отпустить на свободу всех, кто не принимал непосредственного участия в уголовных преступлениях или не пособничал этому. Этот процесс также идет, и здесь тоже многое упирается только во время. Известно, что несколько десятков задержанных после 1 марта уже отпущены, уголовные дела в отношении многих прекращены, а расследование сегодня продолжается в отношении 17 лиц. И все бы хотели, чтобы по возможности быстро были завершены и эти дела и переданы в суд. Но, главное, о чем говорил и генсек Совета Европы Терри Дэвис, следствие должно внести ясность в вопрос — кто же все-таки виноват в смерти 10 человек в итоге беспорядков 1-2 марта и кто будет нести за это ответственность?

В Ереване пристально следили и за тем, как проходит обсуждение в ПАСЕ резолюции по Азербайджану. Там свои проблемы, прежде всего в плане свободы прессы. ПАСЕ обратилась к властям Азербайджана с требованием отпустить трех отбывающих срок журналистов. Но как раз в это время в Баку осудили еще одного журналиста, талыша по национальности. За "подрыв основ азербайджанской государственности", который выражался в издании газеты на талышском языке, журналиста приговорили к 10-летнему заключению…

Но есть в резолюции ПАСЕ по Азербайджану еще один пункт, который вызвал, мягко говоря, недоумение. В резолюцию о состоянии демократических институтов в Азербайджане вошло положение, согласно которому… ассамблея принимает во внимание резолюцию Генассамблеи ООН об оккупации азербайджанских территорий с требованием немедленного вывода оттуда армянских войск. Очевидно, что пункт этот к демократизации Азербайджана никакого отношения не имеет, нарушает европейские стандарты о приоритете демократических свобод и, как утверждают эксперты, вошел в резолюцию под нажимом проазербайджанского нефтяного и газового лобби. Ведь с таким же успехом можно в армянской резолюции записать, что развитию демократических институтов мешает блокада Армении со стороны Турции и Азербайджана, или надо "принять во внимание" нефункционирование абхазского участка Грузинской железной дороги, что тоже сильно мешает развитию демократических свобод… Другие страны тоже могут найти кучу поводов, на которые можно сослаться для оправдания недостаточной демократичности. Например, можно ссылаться на коррупцию, нищету, низкий ВВП или отсутствие сырьевых ресурсов. И во всех этих ссылках будет определенной резон, поскольку все в этом мире так или иначе, но взаимосвязано. Но куда тогда деть принцип приоритета демократических свобод?

Очевидно, что в этом вопросе ПАСЕ действительно проявила себя похабно и позорно, и это не может не настораживать. Настораживать и напоминать, что вне зависимости от текстов резолюций исходить при их реализации следует прежде всего из интересов своей страны, помня, что какой бы демократичной ни была Европа, она свободно меняет свои стандарты и применяет те, которые ей выгодны в данный конкретный момент. 

А другой вывод очевиден: армянской дипломатии надо серьезно напрячься, чтобы прервать поток переливания азербайджанских подходов из одной международной резолюции в другую, ведь все усилия армянских парламентариев убрать из резолюции постулат про оккупированные территории успехом не увенчались. А значит, армянским дипломатам надо не только прилагать усилия в препятствовании азербайджанским подходам, но и прилагать усилия для принятия в международных структурах армянских подходов и формулировок. С этим мы, конечно, порядком запоздали…