Логотип

АРМЕНИЮ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ

У каждого из визитеров, посещающих Армению, в силу персональных предпочтений складывается свое собственное видение нашей страны. Свидетельством тому проникнутая неподдельной искренностью и теплом статья российской журналистки Натальи Лавренович, опубликованная на страницах журнала «Экстрим». 

…В АЭРОПОРТУ «ЗВАРТНОЦ» НА ВЫХОДЕ ИЗ ТЕРМИНАЛА СТОЯЛ НАШ хороший приятель Юра. Юра – ленинградец, так называют его в родном Егварде. В 4 утра мы были уже у него дома. На столе в кухне лежат полотенца лаваша, стоят ведра зелени и литр водки. Второй ждет в холодильнике. Армяне не пьют свое чудесное вино. Армяне не пьют коньяк. Они пьют водку, чистую, как горные реки Сюника, не содержащую и намека на сивушные масла.

Я раньше думала, что «ара» это ругательство. Оказалось, напротив: «ара» — это друг. Это слегка фамильярно, но доверительно. И большинство армянских гор начинаются на «ара»: Арарат, Аралер, Арагац… Из окон Юры видна трехкилометровая просто Ара. За ней четыре вершины потухшего вулкана Арагац.

Армяне живут в основной массе бедненько. Я видела человека, привезшего из большого города покупки и раскладывающего их на столе в своем горном селе. Стол окружили трое детей, жена и престарелая мать. «Ух!» — взвизгивали дети, когда человек выложил на стол 3 килограмма риса. «А!» — задохнулись они, когда показались две банки килек в томатном соусе. «Гречка, гречка!» — на клеенку плюхнулись пять килограммов гречки.

И, несмотря на такую бедность, армяне остались людьми широкой души. Не накормить гостя – хайтаракумен республикан. Они берут заначенное на святое деньги и незаметно для гостей шлют гонцов в магазин. Мы обошли Юриных родственников дней за пять. Это, конечно, не подвиг, но что-то  героическое в этом есть. Они катали нас в Хор Вирап, Гарни и Гегард. Мы гуляли с ними по Эчмиадзину… Дней через пять мы поняли, что в цепких объятиях Юры можно провести всю жизнь, но пора и честь знать.

МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ДЛИННУЮ 6-ЧАСОВУЮ ПОЕЗДКУ В ЗАНГЕЗУР. Водитель маршрутки часто останавливался, когда мы просили выйти на секунду и «снять вот эту красоту». Все десять раз он говорил: «Снимайте, ребята, мы подождем», и пассажиры дружно кивали. Километров за 30 до Гориса один из них посовещался с водителем, маршрутка свернула в сторону и покатила по раздолбанной горной дороге. «Мы хотим вам показать наш армянский Стоунхэндж», — обернулся к нам пассажир. Посреди гор стояли прихотливые композиции из клыков гигантского дракона. Клыки-камни были пронумерованы, в некоторых тысячелетия назад проковырены дыры строго по сторонам света. Никто из присутствующих не знал никаких подробностей об этом мегалите. Но было понятно, что это вершина путешествия, акме.

В аэропорту на обратном пути приходит  SMS  от Юры. «Очень одиноко», — пишет Юра, 5часов назад обнимавший нас на пороге своего дома в Егварде  с видом на Масис. По очереди глотаем кизилового «арцаха», купленного в закутке на ереванском рынке.

Да, не покупайте коньяк на рынке по дороге к ж/д вокзалу Еревана. Не менее чем коньяк, хороши армянская тутовка и кизиловая самогонка. Очень приятный кизиловый «арцах» продается на центральном рынке Еревана.

…В Армении нельзя пропустить Зангезур с центром Горис и Шакийским водопадом. Скальный монастырь Гегард, бывший римский храм Гарни. Монастырь Татев и ущелье реки Воротан. Бывшую резиденцию армянских католиков Хор Вирап, Эчмиадзин. Полуостров Севан. Северо-западную провинцию Лори… Армению вообще нельзя пропустить.

(С сокращениями)

Подготовила Жасмен ИСРАЕЛЯН