"Смотрите! Это же мы! Вот опять.. Кругом!" – вертя в комфортабельном автобусе во все стороны головами, радостно вопили наши детишки, они же артисты Маленького театра при ереванском Эстетическом центре. Автобус вез их в германский город Рудольштадт, где с 10-го по 22 июня проходил Международный фестиваль детских и юношеских театров Fantastic – Fantastisch. А чуть ли не с каждой витрины, каждого дома на них смотрела Офелия – главная героиня их спектакля, украсившая постер фестиваля, ставшая его "лицом", гордостью, открытием, причем открытием обоюдным.
Немецкий город Рудольштадт руководитель Маленького театра Ваан Бадалян откопал в интернете. Среди многочисленных фестивалей, на которых город специализируется, один оказался в самый раз – детских и юношеских театров, причем не тех, где взрослые играют для малышей, а где дети играют для ровесников. Министерство культуры и лично Асмик Погосян активно поддержали идею поездки, выделив часть денег на проезд. Остальные предоставил бизнесмен и меценат Ваагн Овнанян. Так что немаленькая группа Маленького театра из 19 человек направилась покорять фестивальные просторы.
Из 40 детских театров со всей Европы, приславших заявки, оргкомитет фестиваля отобрал 10. Театры из Чехии, Польши, Хорватии, Германии хотя и, по свидетельствам очевидцев, демонстрировали высокий класс, но были все-таки юношескими. Маленькие же выученики Ваана Бадаляна вступили круто еще в ходе отбора — попали на главную фестивальную афишу и оказались теми самыми заманчивыми, на которых была возложена честь открытия фестиваля
"… Юные артисты из Армении вышли на сцену Рудольштадтского театра и сыграли так, что первый фестивальный день оказался его вершиной. За эти дни Офелия стала всеобщей любимицей. Посредством этой бедной пожилой женщины армянская труппа продемонстрировала свою безграничную любовь к театру. История женщины-суфлера, вокруг которой собираются тени из разных спектаклей после того, как закрывается ее любимый театр, тронула зрителя до глубины души. "Театр теней Офелии" — образчик высочайшего уровня, который может стать планкой для такого рода фестивалей. Публика долго стоя аплодировала воодушевленным юным актерам, блестяще представившим "театр теней" через отточенную эстетную пластику. И зритель долго благодарил их за прекрасное исполнение" — напишет потом "Осттюрингер-цайтунг".
"Мне понравились все спектакли. Но я был просто счастлив видеть в день открытия фестиваля тонкую, отмеченную высоким вкусом работу артистов, приехавших их ереванского Эстетического центра. "Театр теней Офелии" произвел на меня огромное впечатление, растрогал до слез. Труппе удалось удивительным образом объясниться в любви театру. Офелия стала доброй феей фестиваля. Ее трепет по отношению к миру грез должен сопровождать каждого из нас в течение всей жизни", – говорил на закрытии президент фестиваля Франк Грюнерт.
Мир грез. Театр теней. Тени театра- волшебства, которые спасут и выведут к свету, когда в жизни ничего уже не останется… Выведут из темноты к светлому, а не грозному Богу. Иллюзорные тени мечтаний, трепетные и прекрасные, сливающиеся в одну единую мечту об иной, полной добра, взаимопонимания, милосердия и радости жизни. В постановке Ваана Бадаляна и исполнении его маленьких учеников эта грустная оптимистичная сказка достигла такой нежной красоты, высокой печали и светлой радости, что даже пожилые люди проливают над ней слезы. В Рудольштадте же не только растроганные пожилые фрау становились в очередь пригласить на чай со штруделем армянских детей, всколыхнувших их душу до самой глубины…
Оказывается, не только у нас театры оказываются под угрозой закрытия. Театру Рудольштадта, девять месяцев в году служащему самым разнообразным фестивалям и славе города, грозит печальный конец – его собираются лишить государственной дотации. Так что спектакль Маленького театра оказался здесь не просто в тему, но и стал прекрасным и трогательным протестом против покушения права на мечту.
"Фестиваль был организован просто замечательно. Кроме ежедневных спектаклей – мастер-классы, где с ребятами занимались специалисты из Франции и Швеции, которые были удивлены пластикой наших артистов. Были отдельные занятия по прикладным искусствам – ковроткачеству, резьбе. Была детская дискотека. После нашего выступления мэр Рудольштадта подарил нам целый день в местном аквапарке, так что впечатлений было хоть отбавляй. Сама атмосфера города — с его уютными домиками с палисадниками, которые дети называли "домами, как у Офелии", атмосфера фестиваля, думаю, дала им очень многое", — считает Ваан Бадалян.
Самое сильное впечатление 10-летней Шушан Овакимян, самой маленькой участницы труппы, – мусорные баки Рудольштадта. "Це-елых че-ты-ре! В ряд! Для бумаги, для пластмассы… Я сначала путала, а потом уже – нет!" Аквапарк у нас и свой имеется, а вот эстетическое воспитание вне Эстетического центра подобных изысков, увы, не предполагает.
Фестивальная публика и гости со всех концов Европы были не на шутку удивлены наличием в Ереване такого Центра и такого театра. Как уж там перекрещиваются интересы международных арт-организаций, нам неведомо, как и международной сети детских и юношеских театров не было ведомо, что делается в этой сфере там, за границей Грузии. Так обстояла ситуация до 19 июня. Зато теперь Маленький театр не только получил сразу четыре приглашения – в тот же Рудольштадт, уже на будущий год, а также в Ирландию, Македонию и Россию, но и стал в сети "своим". Со всеми вытекающими отсюда оптимистическими перспективами.
… На большой сцене Рудольштадтского театра, кажущейся после своей родной "маленькой" просто огромной, что вовсе не помешало показать класс, сказочные летучие, трепетные бестелесные тени превращаются в смущенных, но вполне реальных детей, улыбающихся во весть рот. Кажется, зал сейчас взорвется от аплодисментов. Поклонившись зрителю где-то с края сцены, у самой кулисы, Ваан Бадалян подает знак опустить занавес. Но зритель неистовствует! И занавес вновь взвивается вверх. Опять! И еще! И еще! Уже истекли пятнадцать минут, а фестивальный зритель все не отпускает замечательных маленьких артистов из Армении, приоткрывших им двери в мечту. Кажется, это никогда не кончится!
Во всяком случае есть все основания утверждать, что продолжаться это будет еще долго. Маленький театр приступил к восстановлению — опять же детскими силами — спектакля "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", еще одну притчу о том, что рожденный летать ползать не может. А министр культуры уже дала зеленый свет принимать все приглашения, которые государство выразило готовность финансировать. Так что, скорее всего, в следующий раз видеозапись с недолгим, но от того не менее замечательным спектаклем и длинным восторженным "поклоном" театр привезет из Дублина или Белфаста.