Известный ученый, специалист по античному, ранне-христианскому, византийскому и средневековому искусству, член Норвежской академии наук и литературы Валентино ПЕЙС вспоминает о своей первой встрече с армянским искусством.
…Во время своего первого визита в Иерусалим я был представлен Патриарху, и мне выпал редкий шанс увидеть армянские манускрипты, — говорит Валентино Пейс в интервью газете Aztag Daily. Именно тогда я сразу и бесповоротно влюбился в армянское искусство миниатюры. Затрагивая сакральные чувства верующих визуальными средствами, символы в христианском искусстве играют очень важную роль.
— Каковы, на ваш взгляд, основные качества иконографии?
— Иконописец вкладывает в свое творение собственное осознание, собственную духовную суть. Если автор иконописи — религиозная фигура (проповедник или епископ), ему, безусловно, хорошо известна система знаков, воздействующих на верующего. Лучше всего срабатывают чистые образы христианской иконографии, понятные всем и каждому. Великий Торос Рослин великолепно справлялся со своей миссией. Он хорошо понимал, что истинная иконография не нуждается в высокохудожественных атрибутах.
Что крест — это крест, будь то две пересекающиеся линии или более изощренное изображение. Главное — визуальное воздействие, которого можно добиться даже минимальными средствами.
— Иконография — элитное искусство?
— Нет, в противном случае она потеряла бы свой мессидж, превратившись в искусство для тайного общества… В настоящее время общество, на мой взгляд, становится все более светским и невежественным.
Не удивлюсь, если в один прекрасный день кто-нибудь из моих студентов, глядя на образ Марии, спросит: кто эта прекрасная леди, которую так поразила встреча с человеком, у которого на спине крылья?.. Это просто трагедия. Кем бы ты ни был, католиком или православным, необходимо знать если не Библию, то по крайней мере историю. Мы не имеем права забывать христианские корни, ибо они, эти корни, — часть основ общества.
