Американской торговой палате в Армении (AmCham) со сменой правительства и повезло, и… не очень. Присутствующим 8 сентября на презентации альтернативного Налогового кодекса (НК) явно не хватало, скажем так, представительности: из правительства среди анонсированных «высокопоставленных» присутствующих был только главный советник уже к тому моменту бывшего премьера Гагик Арзуманян, из парламента был замечен один Хосров Арутюнян, а из бизнес-ассоциаций — председатель Союза банков Армении Самвел Чзмачян. С другой стороны, как считает председатель AmCham Тигран Джрбашян, ситуация со сменой правительства благоприятна для глубинного пересмотра проекта Налогового кодекса и принятия такого документа, который реально будет направлен на развитие, а не на решение исключительно тактических задач. Ну, понимаете, новое правительство — лишенное каких-то прежних обязательств и, соответственно, более свободное в принятии решений.
НАДО СКАЗАТЬ, В ОСНОВУ ОБОИХ ПРОЕКТОВ НК ПОЛОЖЕНЫ ТАКИЕ БЕССПОРНЫЕ ПРИНЦИПЫ, как поощрение экономической деятельности и экспорта, содействие обеспечению долгосрочного устойчивого роста, проведение экономической модернизации, повышение конкурентоспособности страны в регионе и на территории ЕАЭС, привлечение ПИИ (прямые иностранные инвестиции). К примеру, что касается последнего, то презентовавший альтернативный проект Т.Джрбашян привел красноречивый пример: в 2015 году Грузия получила инвестиции в размере $3 млрд, а Армения раз в 20 меньше. Однако относительно путей достижения этих целей у правительства и у бизнес-сообщества подходы оказались совершенно разными.
Кстати, г-н Джрбашян, дабы не заслужить упрека в односторонней поддержке бизнеса при игнорировании фискальных интересов государства, сразу заявил, что в предлагаемом им проекте НК интересы бизнеса и государства сбалансированы, а в качестве примера привел то обстоятельство, что в правительственном проекте в качестве цели-мишени приведено увеличение соотношения налоги/ВВП на 2%, а предложения AmCham обеспечивают рост на 3%.
Но что же, собственно, предлагается бизнес-сообществом в лице AmCham? Ключевым положением проекта НК выступает так называемая концепция «21», которой предлагается установить равные ставки в 21% для подоходного налога, НДС и налога на прибыль плюс налог на дивиденды (10% + 11% вне зависимости от гражданства). В случае с подоходным налогом ликвидировать его квазипрогрессивный характер и при этом установить неналогооблагаемый порог для доходов, равноценных минимальной потребительской корзине. Кроме того, начиная с определенного порога — допустим, с $1 млн — считать источником дохода (и, соответственно, обложить налогом, но в меньшей степени) также операции дарения и наследования (подобная практика присутствует в США, Франции, Соединенном Королевстве).
СТАВКА В 21% ДЛЯ НДС ПОЗВОЛИТ СОКРАТИТЬ ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА, который образуется от снижения ставки подоходного налога. Такая ставка при прочих равных условиях позволит обеспечить дополнительные поступления в госбюджет на уровне примерно 20 млрд драмов в год. Одновременно ввести в поле действия НДС, расширив его базу, сферы образования и здравоохранения, а также относительно крупных сельскохозяйственных производителей (критериями могут служить количество голов скота, величина пашни, садов). Кстати, на прозвучавшую из зала озабоченность относительно целесообразности повышения в бедной стране ставки НДС, даже если это всего 1% (как известно, бремя НДС несет на себе конечный потребитель), г-н Джрбашян ответил, что все предлагаемые новации следует рассматривать в пакете, то есть если где-то ставка повышается, то по линии другого налога она снижается и в результате налоговая нагрузка в целом не увеличится.
И наконец, для налогообложения дивидендов предлагается установить ставку в 11% для всех, а ставку налога на прибыль сократить до 10% исходя из того, что налогом облагаются только изымаемые из бизнеса посредством налога на дивиденды средства, что послужит мотивацией для оставления денег в бизнесе.
Интересные и вполне разумные новации предлагаются по линии налога на имущество. Во-первых, предлагается рассматривать в качестве объекта налогообложения не имущественную единицу, а их общность, имущественный комплекс, которым владеют конкретные лица. Во-вторых, пересмотреть порядок оценки кадастровой стоимости недвижимости, из которой рассчитывается ее налог на имущество, постепенно приближая ее к рыночной. В-третьих, повысить нулевой порог налогообложения с тем, чтобы освободить от нагрузки возможно большее количество социально необеспеченных слоев. В-четвертых, повысить ставку налога, установив ее для имущества кадастровой стоимостью в 300 млн драмов и больше в размере, допустим, 0,5%. И, поскольку этот налог с некоторых пор взимается в пользу местных бюджетов, предлагается внедрить механизм перераспределения собранных средств между местными и государственным бюджетами.
О БОЛЕЕ СПРАВЕДЛИВОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, вплоть до введения так называемого налога на роскошь (при наличии политической воли), «Голос» пишет годами. И вот уже само бизнес-сообщество предлагает, во-первых, установить штрафные платежи для годами затягивающихся незавершенных строительных объектов, а во-вторых, для неэксплуатируемого недвижимого имущества производственного назначения. В обоих случаях, по мнению AmCham, это подвигнет соответствующих собственников либо приступить к эксплуатации объектов (завершить строительство), либо по более низкой цене продать их тем, кто готов начать там свой бизнес. Вот за это голосуем обеими руками!
Для табачной продукции предлагается предусмотреть ежегодно постепенно повышающийся на 11-15% акцизный налог, но при этом сохраняя его в ныне действующем поле фиксированной системы.
В плане обеспечения предсказуемости законодательного поля для бизнеса предлагается любой принятый закон вводить в действие только через год после его принятия. Кроме того, установить особый налоговый режим, заключающийся в неприменении законодательных изменений в течение 5 лет по отношению к инвестору, будь то местный или иностранный, в случае вложения им в армянскую экономику 1 млрд драмов и более (разумеется, если он сам того не пожелает).
AmCham предлагает в целях способствования модернизации экономики сохранить практику ускоренного расчета амортизации. Кроме того, верхний порог налога с оборота установить на уровне 100 млн драмов, а при годовом обороте в 10 млн драмов предусмотреть нулевую ставку. И наконец, Тигран Джрбашян предлагает предоставить 10-летние налоговые льготы, заключающиеся в нулевой ставке налога на прибыль, налога на дивиденды и имущественного налога, а также в 10%-ной ставке подоходного налога, для тех компаний, которые на момент инвестирования входят в перечень Fortune 500 (это крупные, глобальные, транснациональные компании — ТНК). Кстати, Т.Джрбашян признался, что в свое время был против входа на рынок Армении на указанных условиях HSBC-банка, но это было правильным шагом, поскольку приход авторитетного банка ознаменовался серьезными изменениями для всей банковской системы страны.
В заключение глава AmCham призвал продолжить работу над проектом НК, усматривая опасность в установлении временных рамок для этого, — мол, давайте примем в первом чтении, а потом обсудим и улучшим. По его словам, даже еще не принятый в предлагаемом правительством виде кодекс уже привел к негативным последствиям в плане ожиданий бизнеса. К примеру, по сведениям из консалтинговых компаний, в будущем году хозяйствующие субъекты уже предусмотрели контрмеры против нежелательных налоговых новаций — в частности, по укрытию полученной прибыли.
Между тем что касается правительственного проекта НК, то, как известно, он уже принят в первом чтении. По словам председателя парламентской экономической комиссии Вардана Айвазяна, работа над проектом продолжается и из 272 поступивших предложений уже принято около 140. Думается, приход на пост главы правительства Карена Карапетяна и серьезность его намерений в плане кардинальных преобразований в стране вполне красноречиво могут проиллюстрировать дальнейшие изыски с проектом НК, который послужит неким индикатором качества новой исполнительной власти.
