«ПРЕДВЫБОРНЫЕ ВЗЯТКИ НА УРОВНЕ 1000-2000 ДРАМОВ В ПАРАКАРЕ, когда радуешься, что не по 10 яиц раздавали; стрельба, кровавые потасовки и автогонки между кандидатами в мэры Эчмиадзина, не уступающие сюжетам голливудских боевиков, когда главное – добиться своего, хоть по трупам, но дойти до победы; деградация даже на уровне предвыборных лозунгов, как в Гюмри, где Самвел Баласанян не стыдится агитплаката с обещанием «вовремя платить зарплаты», и… абсолютное безразличие остального, не купленного за «кризисную взятку» электората!» – написали Армен Саркисян, Гоар Маничян и Флора Хазарян. Иронично настроенный Эмиль Бабаян в свою очередь расписал для неосведомленных френдов сложившуюся в стране ситуацию: «А у нас тут выборы – жители 317 населенных пунктов выбирают себе местных царьков. Ну как выбирают: где-то кандидата похитили, где-то организовали голосование в машине, где-то превратили избирательный участок в базар и навалились туда сотней непонятных людей, – все как обычно. Сколько ни вдалбливай, ничего не меняется: независимый вот уже 25 лет древний, мудрый, первопрестольный народ ну никак не может тупо взять листочки, поставить на них крестики, положить их в нужное место и сделать все это нормально. Это слишком сложно для армянского народа».
Активист Эдгар Хачатрян корень всех бед также усмотрел в первую очередь в самих избирателях и в тех, кто призван защищать их интересы: «Наши проблемы начинаются уже с того, что СМИ совершенно безразличны к выборам в органы местного самоуправления, они даже не могут прийти к консенсусу – в конце концов, эти выборы проходят в 4 или 5 областях Армении. Избирательная взятка – это очень дурно, брать пару тысяч драмов для выполнения своего гражданского долга нехорошо. Но можно ли в таком случае рассматривать это явление как нарушение на выборах? Особняком стоит еще и проблема наблюдателей от организаций, представляющих гражданское общество. Они вроде проводят наблюдение, мониторинг с целью обеспечения справедливости на выборах, но вся их работа сводится на нет, когда в их же деятельности налицо множество нарушений. В частности, одно и то же нарушение на одном и том же избирательном участке фиксируется несколько раз, что искусственно повышает число избирательных нарушений, но не воздействует позитивно на сам процесс выборов, а лишь создает бессмысленную шумиху, в которой теряются реальные нарушения. Нам важно не количество, а качество! Кроме того, заявления о фальсификации итогов выборов делаются задолго до начала подсчета голосов».
«А НАША ОППОЗИЦИЯ ЦЕЛУЮ НЕДЕЛЮ ЛИКУЕТ, РАДУЕТСЯ И ГОРДИТСЯ прогрессом в избирательных процессах, приводя в пример «беспрецедентное», как они говорят, соглашение вокруг Избирательного кодекса, которое устроило не только их, но и власти. Что же, у нас остается при таком раскладе сил единственный вариант – это не ходить на выборы. Собственно, и выбирать некого…» – категорично заявила группа юзеров во главе с Грантом Мелкумяном. В ответ Мартин Есаян и Van Uatu призвали не жаловаться, а восхищаться теми фокусами и трюками, свидетелями которых предстоит стать честному армянскому народу: «Только вообразите: будут публиковаться списки проголосовавших и на избирательных участках будут установлены камеры! Осталось проследить, где и на какой стадии нас будут кидать веселые и находчивые республиканцы. На этот раз, видать, они договорились с Дэвидом Копперфильдом!» И только Анна Литус с группой раздраженных неуместным весельем френдов возмущалась: «А чему вы все так радуетесь? Откуда они достали эти миллионы долларов на камеры и прочее? Что за мифические финансовые источники, которые вдруг «нашлись»? Лучше думайте о том, что, скорее всего, именно из наших карманов будет оплачена эта клоунада, все прекрасно понимают, что фальсификации итогов выборов происходят не на участках, а на уровне ввода данных в базы. Смысл тратить на все это столько денег, девать их больше некуда, что ли?!»
«Зато какой драйв! Отныне главное – драйв во всем, вот и заседания правительства именно так начали проводиться. Драйв наступит в деятельности Комитета госдоходов, которому придется отказаться от излюбленных методов; драйв начнется у КРОУ и Минтруда, которым придется напрячься ради поиска путей снижения тарифов на газ и свет; драйв появится в работе Минэкономики во главе с Арцвиком Минасяном и во всем лагере АРФД: первому придется «идти за руку с бизнесменом», защищать малый и средний бизнес от бюрократии, а его партии надо будет разработать стратегию борьбы с новым неугомонным премьером Кареном Карапетяном. Под драйв попала даже находящаяся в вечной зимней спячке глава Минкультуры Асмик Погосян, встрепенувшаяся от делового замечания, как сонная тетеря. Словом, весело заживем, ребятки! Это старт с драйвом!» – написали Нарек Саркисян и Марианна Арутюнян. Тигрануи Давтян поспешила добавить: «Если оставить в стороне дискуссии о том, к чему в глобальном смысле приведет назначение Карена Карапетяна премьером Армении, кому это выгодно и «как изменится геополитический вектор движения страны», можно будет отметить, что новый глава правительства задает нам новый темп. Устроенный им на первом заседании кабмина холодный душ, требование к министрам говорить дельно, по существу и предельно лаконично, оперировать конкретными фактами и не толочь воду в ступе – это, действительно, крайне полезно для нашего правительства. Члены нашего правительства давно нуждались во встряске, жестких замечаниях, которые вывели бы их из состояния полного застоя».
МЕЖДУ ТЕМ НАРЕК АРАМЯН ЗАНЯЛСЯ ГЛУБИННЫМ АНАЛИЗОМ внутриполитических развитий: «Все говорят о замечаниях нового премьера, его разборках с АРФД, однако в рядах правящей партии Карен Карапетян вовсе не был принят однозначно. Некоторые депутаты от РПА в кулуарах парламента жалуются на заявления премьера о теневом секторе в экономике, и их обеспокоенность, как всем очевидно, небезосновательна. Если Карапетян решил действительно восстановить экономику, которая, по его оценке, находится в тяжком состоянии, то правящей партии и впрямь есть о чем призадуматься и серьезно переживать, ибо многие ее представители вскоре окажутся в центре внимания нового главы правительства. Очевидно также то, что все те пункты, которые Карапетян объявил базовыми в программе своего правительства, рассматриваются в нашей окаменевшей политической системе как чуждые и, мягко говоря, неприемлемые идеи. Дойдут ли противоречия до стадии эскалации или нет, мы узнаем уже до конца текущего года».
Однако известные в сети скептики в лице Давида Антоняна и Гранта Микаеляна не склонны были верить в серьезность происходящих политических перемен: «Новый премьер-министр после нескольких дней работы в этой должности заявил, что ему противны позолоченные кабинеты и залы на миллионы драмов, оформленные его предшественником Овиком Абрамяном. А что? Правильно, кто сейчас воюет в однобортных? Позолота — это вчерашний день. Но вот BMW одобрил, есть вкус у человека. Что тут скажешь? Это просто зверский популизм. В принципе популизм сейчас нужен, так что мы не против, но надеемся, не за счет госбюджета. Ради бога, пусть хоть пирушки там не отходя от рабочего места устраивают, лишь бы страна хоть куда-нибудь двигалась и развивалась. Нам на благое дело ничего не жалко». Не отставали в остроумии от френдов Айк Закарян, Сергей Тоноян и David Sand: «Удивляет одно: Карапетян уже был во власти – мэром Еревана – и проявил себя чуть менее чем никак. Но толпа людей ну вот прямо крестится-божится, так убеждена, что сейчас-то он себя проявит вовсю. Вспомним, что он сделал на посту градоначальника. Убрал биллборды с проспекта, повысил тариф на метро с 50 до 100 драмов. Снес элитные (бегларяновские) палатки на Абовяна и при этом не тронул обычные. Помыл здания, в основном в центре (возможно, с откатом, но кто же без?) и главное – не ввел никакой платы за что-либо, что уже хорошо. Хотя, может быть, просто не успел. Впрочем, с такой же логикой можно продолжить: не убил и не насиловал средь бело дня – значит, почти святой, можно сразу в католикосы».
НАСТРОЕНИЕ СЕТЕВОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ УЛУЧШИЛИ РАЗБИРАЮЩИЕСЯ в военной технике активисты, в том числе David Li: «В Минобороны утверждают, что это именно наши «Искандеры», а не с российской военной базы в Гюмри. Если информация о них подтвердится, то отчаянные русофобы, хватающие с полпинка сотни лайков и перепостов, неожиданно для себя останутся без поддержки, которая еще вчера била ключом. Это станет одним из наиболее серьезных разворотов к нам со стороны РФ. Получается, Армения представляет собою настолько большую ценность, что ради возвращения здесь утерянных позиций в обществе стоит идти на серьезные шаги. Смена премьера и ввод пророссийски настроенного правительства, назначение армянского министра обороны главой ОДКБ, а теперь еще и козырной туз – «Искандеры». Поставив их Еревану, Россия свела на нет огромную часть многомиллиардных закупок Азербайджана, по сути, развела Ильхама Алиева на бабло, а потом кинула».