Первое заседание правительства во главе с новым премьер-министром Кареном Карапетяном обозначило тему содействия бизнесу при реализации инвестиционных программ. В своем докладе министр экономики Арцвик Минасян отметил, что за последние 7 лет отсрочкой выплат НДС в Армении воспользовалось 65 компаний, а общий размер льгот по трехлетней отсрочке НДС за этот период составил 42 млрд драмов.
ОДНАКО НА ВОПРОС ПРЕМЬЕРА О ТОМ, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ТРАТЯТ КОМПАНИИ на получение льгот в этом направлении, глава экономического ведомства ответил: «Приблизительно неделя…»
— Не верю, — последовала реакция г-на Карапетяна. – Мне необходимо знать конкретные сроки, требуемые для документации в рамках подобных процессов, — уточнил премьер. А поскольку четкого ответа у министра на тот момент не было, он пообещал проинформировать главу правительства дополнительно.
— Почему так, г-н Минасян? Вы же возглавляете министерство, которое должно поддерживать бизнес, вы должны с ними за руку ходить по всем структурам, чтобы они чувствовали себя защищенными и знали, что никто им не станет препятствовать, — недоумевал премьер.
На самом деле, если в нашей стране будет действовать четкая и налаженная система (как в плане механизмов содействия частному сектору, так и осуществления предпринимательской деятельности), никого за руку никуда водить не придется. Но, увы, наши реалии таковы, что даже самый решительный энтузиаст-бизнесмен рано или поздно попросту выдыхается, сталкиваясь со всеми теми структурами, которые призваны помочь, защитить, не препятствовать. В этом смысле хорошая новость в том, что новый глава правительства не только озвучил имеющиеся проблемы, но и дал конкретные распоряжения на сей счет.
— Мы должны все систематизировать и регламентировать так, чтобы ликвидировать бюрократию с визированием и подписями. Есть правила игры, и мы их заявляем. Кто под них подпадает, тем соответствующее министерство дает льготу и приносит сюда, — уточнил г-н Карапетян.
Местное бизнес-сообщество, судя по всему, тоже в ожидании перемен. Так, в беседе с корр. «ГА» генеральный директор компании «Армойл» Альфред Абеди отметил:
— Мы очень рады, что наконец-то появилась надежда на коренные изменения в правительстве, которые, надеемся, приведут к решению многих проблем. У нас большие ожидания от нового премьер-министра, потому что он был представителем бизнеса и прекрасно осведомлен о проблемах и сложностях, с которыми сталкиваются предприниматели у нас в стране. Думаю, он сумеет решить эти проблемы, — высказал свое мнение наш собеседник.
Нужны гарантии
Первая наша встреча с г-ном Абеди состоялась в июне этого года, когда возглавляемая им компания активно готовилась к запуску в г. Егвард Котайкской области нефтеперерабатывающего завода по производству машинного масла и гудрона. По планам уже в сентябре 2016 года новое предприятие, оснащенное немецкой, итальянской и иранской техникой, должно было войти в строй, обеспечив порядка 150 новых рабочих мест в Армении.
НАСТУПИЛ СЕНТЯБРЬ, НО, КАК ВЫЯСНИЛОСЬ, ДО СТАРТА ПРЕДПРИЯТИЯ ЕЩЕ ДАЛЕКО. И причин тому множество. Прежде всего, по словам главы компании, много времени и сил потрачено в последние месяцы на то, чтобы добиться решения правительства о получении льгот по отсрочке НДС при импорте оборудования в рамках масштабной инвестиционной программы «Армойл» стоимостью в 35 млн долларов. В общей сложности на это потребовалось больше двух месяцев. Это уже вторая льгота для компании. Первый раз отсрочка по выплатам НДС при импорте оборудования сроком на три года была предоставлена ей в конце 2015 года. Впрочем, и тогда правительству понадобился примерно такой же временной промежуток для того, чтобы принять соответствующее решение. Эта информация как раз на заметку министру экономики Арцвику Минасяну по поводу «конкретных сроков, требуемых для документации в рамках подобных процессов».
Задержка разрешения на отсрочку НДС при импорте оборудования привела к вынужденному пересмотру сроков реализации инвестпрограммы «Армойл». Оборудование, которое уже должны были поставить на завод, пока даже не в пути.
— А там дальше зима и, возможно, будут проблемы с транспортировкой. Так что неизвестно, когда будет запущен завод. Но главная проблема даже не в этом. Дело в том, что на рынке нефтепродуктов Армении, в частности, моторного масла, есть серьезные преграды для производителей. Сегодня в открытую на рынке продаются масла, которые импортируются в страну незаконно, минуя все необходимые выплаты при ввозе товара. И как после этого конкурировать с ними производителю, который платит налоги, таможенные пошлины, осуществляет экологические выплаты, выдает зарплаты сотрудникам, платит за свет, газ и пр.? Есть и другая, не менее актуальная проблема для нас. Поскольку в Армении нет специализированной лаборатории, способной дать заключение, что является сырьем, а что — маслом, акцизный налог применяется и к сырью, и к маслу. Это дополнительная финансовая нагрузка для нас. Но ведь мы не виноваты в том, что подобной лаборатории нет, – возмущался г-н Абеди.
Все эти вопросы руководство компании неоднократно поднимало в Минэкономики, более 10 раз в течение года встречаясь с представителями этого ведомства. Параллельно писали письма, но каждый раз, по словам нашего собеседника, в Минэкономики отвечали: исследуем, обсудим. Пока никакого результата. Требование компании к правительству сегодня одно: дать гарантии того, что все эти вопросы получат решение. В противном случае, заявил гендиректор «Армойл», осуществлять инвестиции в Армении становится просто бессмысленным на фоне нелегального ввоза в страну товаров, с которыми конкурировать добросовестному производителю невозможно.
