ЭТО БОЛЬШОЙ ШАГ ВПЕРЕД, НО С САМЫМИ НЕОЖИДАННЫМИ последствиями для геополитической ситуации на постсоветском пространстве. Вот почему. Еще в феврале 2015 года американский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Джеймс Уорлик в интервью азербайджанскому телеканалу ANS призывал не сравнивать карабахский конфликт и кризис на Украине. По его словам, каждый конфликт на постсоветском пространстве уникален и требует к себе индивидуального подхода и не стоит проводить параллельные линии между нагорно-карабахским конфликтом, кризисом на Украине или же конфликтными ситуациями, возникшими в Грузии или Молдове. Но его поправил президент Азербайджана Ильхам Алиев. «Если бы армяно-азербайджанский конфликт был урегулирован, то Украина, возможно, не столкнулась бы сейчас с этим конфликтом, так как здесь имеет место тот же сценарий: такое же нарушение территориальной целостности, тот же результат, оккупация, сепаратизм, — говорил тогда лидер Азербайджана. — Они словно являются зеркальным отражением друг друга. Поэтому мы ожидаем от международной общественности, ведущих стран мира такого же подхода. Что касается нас, то, в отличие от других конфликтов на постсоветском пространстве, в связи с данным конфликтом имеются четыре резолюции, принятые Советом Безопасности ООН. Тот факт, что эти резолюции не выполнены, свидетельствует о неуважении стран, принявших данные резолюции, к своим решениям».
Если вывести за скобки упомянутые президентом Алиевым четыре резолюции Совета Безопасности ООН, которые Баку сам же нарушил, то остается чистая калька: украинский кризис — зеркальное отражение нагорно-карабахского конфликта, и есть ожидания от международной общественности, ведущих стран мира такого же подхода. Азербайджан тогда задело то, что мировая дипломатия, лидеры России, Франции и Германии, правда, без прямого участия США, стали интенсивно искать сценарии выхода из кризиса, тогда как нагорно-карабахский конфликт решается годами при посреднической миссии Минской группы ОБСЕ и с периодическим подключением к этому процессу лидеров России и Франции.
В БАКУ, ПОХОЖЕ, ТОГДА НЕ ПРЕДПОЛАГАЛИ, ЧТО ПОДПИСАННЫЕ В МИНСКЕ соглашения по Украине могут сказаться и на процессе нагорно-карабахского урегулирования. Многие эксперты считали, что «не важно, кто для кого (украинский кризис для нагорно-карабахского конфликта или наоборот) может стать прецедентом, главным вопросом является то, что предстоит изменение общего геополитического контекста на постсоветском пространстве». Украина стала членом «клуба», в котором состоят страны Восточного партнерства (Молдова, Азербайджан и Грузия), утратившие контроль над частью своих бывших территорий. Кого, к примеру, сейчас интересуют заявления Баку о поддержке целостности Украины, Грузии или Молдовы, если у них продолжается процесс территориальной дезинтеграции, который не в состоянии упредить политическая элита этих стран в силу своей политической ментальности и отсутствия широкого геополитического кругозора.
Не случайно именно тогда американский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Джеймс Уорлик стал вводить важную корреляцию в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, заявляя, что размещение международных миротворческих сил с целью обеспечения безопасности в Нагорном Карабахе всегда рассматривалось как часть решения конфликта.
Напомним, что после апрельской войны Минская группа ОБСЕ занимается практической реализацией венских и санкт-петербургских соглашений, предусматривающих введение на линии соприкосновения конфликтующих сторон системы мониторинга и появление международных наблюдателей. Институт международных миротворческих сил — часть Мадридских принципов, лежащих в основе широкого переговорного процесса по урегулированию конфликта. Из этого процесса Азербайджан не вышел. Уорлик уточнил: «Если или когда территории будут возвращены, необходимо будет ввести международные миротворческие силы, чтобы обеспечить безопасность Нагорного Карабаха, а какие именно миротворцы должны быть — ОБСЕ или ООН — это станет предметом обсуждения».
ДОБАВИМ, ЧТО СТРАНЫ — СОПРЕДСЕДАТЕЛИ МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ, включая Россию и США, работают согласованно и все попытки Баку «разбить» ее не привели к успеху. Это признал помощник президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанов. В интервью APA он отметил: «Заявления Азербайджана о праве освободить свои земли любым путем каждый раз сталкиваются с протестом международных сил, которые демонстрируют имитацию небольшого увеличения усилий по урегулированию конфликта мирным путем».
Конечно, это далеко не так. Скорее всего, это фиксация дипломатического кризиса в Азербайджане, что проявляется в отсутствии способностей реагировать на реально формирующуюся новую геополитическую ситуацию, когда ждали или уверяли всех в том, что ждут удара от России, а получают удар от Запада. С одной стороны, критикуя так называемые обновленные Мадридские принципы, Азербайджан их официально не дезавуирует и не сопоставляет с упомянутыми резолюциями Совета Безопасности по Карабаху. А с другой — у него ничего не вышло из попыток сменить состав Минской группы, либо вступить в альянс с одной из стран-сопредседателей, чтобы сменить переговорную повестку. Учитывая, что в вооруженном конфликте между Азербайджаном и Арменией не заинтересованы (по разным причинам) главные внешние игроки, но прежде всего страны — сопредседатели Минской группы ОБСЕ, будет предложено ввести международные миротворческие силы или постоянных наблюдателей от ОБСЕ на стационарной основе, что имеет место на Украине.
ИА REGNUM