«До 1998 г. в Армении не было такого понятия, как ложная оппозиция: была власть и была оппозиция», — заявил депутат Никол Пашинян, утверждая, что ложная оппозиция появилась в годы правления тандема Роберт Кочарян – Серж Саргсян.
Не исключено, что доля истины в этом заявлении есть, но вот что интересно: с тех самых пор эта ложная оппозиция с завидным постоянством доказывает свою состоятельность на оппозиционном политическом пространстве, то есть пользуются поддержкой части народа, что обеспечивает ей представительство во всех без исключения составах парламента.
С МОМЕНТА СВОЕГО СОЗДАНИЯ «ОРИНАЦ ЕРКИР» И ППА НИ РАЗУ не проигрывали выборы в парламент, а совсем недавно доказали, что продолжают пользоваться поддержкой избирателей, обеспечив себе представительство не только в руководстве сельских общин, но и в советах городских общин Гюмри и Ванадзора. Вот и суди после этого, кто настоящая оппозиция, а кто нет. В этом смысле показателен пример Виктора Даллакяна.
Его уход из РПА, а также с постов замруководителя аппарата президента и представителя главы государства в парламенте вызвал массу пересудов. Мыслящая публика возмутилась по поводу того, что можно так откровенно дурачить народ, а партия власти устами руководителя фракции РПА Ваграма Багдасаряна дала понять, что ничего особенного не произошло.
В самом деле, а что такого особенного? Ну делегировали Даллакяна в оппозицию — и что? Ведь найдется же в столице и марзах пара-тройка тысяч экзальтированных дамочек, которые проникнутся его риторикой и отдадут его партии свои голоса. А чем больше партий разделят между собой голоса, отданные против власти, тем лучше для РПА.
Если Даллакян по спецзаданию власти вообразил себя бойцом невидимого фронта и «чужим среди своих», то это вполне понятно, и Багдасарян прав, когда говорит, что этому не стоит удивляться и уделять чрезмерное внимание. Только вот стать «своим среди чужих» у Даллакяна вряд ли получится: легенда о возвращении в оппозицию из резиденции президента шита белыми нитками, впрочем, не будем торопить события, время покажет, кто какое задание выполняет. Пока очевидно лишь то, что на оппозиционном фланге Даллакяна встретили в штыки и объявили «засланным казачком».
ЧЕМ БОЛЬШЕ ПАРТИЙ ОППОЗИЦИОННОГО ТОЛКА ПРИМЕТ УЧАСТИЕ в парламентских выборах, тем легче РПА сможет обеспечить себе не только победу, но и абсолютное большинство мандатов в новом парламенте. Политический ангажемент — явление обычное, зачем же такой шум поднимать! Вот если бы оправдались слухи о том, что к партии Даллакяна намерен примкнуть экс-министр обороны Сейран Оганян, — вот это было бы интересно, но слухи по этому поводу распространял сам Даллакян. Возможно, бывший республиканец пустил в ход примитивную технологию: кратчайший путь прославиться – примазаться к чужому громкому имени.
Когда Ваграма Багдасаряна спросили, допускает ли он возможность присутствия Оганяна в партии Даллакяна, ответ был кратким: «Оганян – порядочный человек». Другие источники подтверждают, что в ноябре состоится учредительный съезд партии «Поворот к развитию», лидером которой станет Оганян, а Даллакян возглавит партийный совет. Новейшая история знает немало примеров хождения в политику бывших министров обороны от Вазгена Манукяна до наших дней, но в данном случае отдельные издания упорно распространяют слухи о том, что Оганяну якобы угрожают компроматом, который будет предан огласке, если он возглавит партию…
Даже после жестких обвинений в адрес президента и правящей силы Даллакян все равно остался для оппозиции «засланным казачком». И не потому, что на этот случай имеются весомые доказательства, а просто таким способом его легче вывести из игры и лишить электората на выборах. В противном случае, повторюсь, Даллакян может отобрать у оппозиции немало голосов.
Багратян + Кокобелян + Шахназарян
Возвращаясь к теме прозападного тандема Кокобелян – Багратян, сообщим, что, скорее всего, речь в данном случае идет не о предвыборном блоке, а о едином списке.
ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ПРОХОДНОЙ ПОРОГ ДЛЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ БЛОКОВ СОСТАВЛЯЕТ 7%, тогда как партиям-одиночкам для представительства в новом созыве парламента достаточно преодолеть барьер в 5%.
Кстати, в отличие от лидера «Свободных демократов» Хачатура Кокобеляна, лидер партии «Свобода» Грант Багратян вовсе не был противником членства Армении в ЕАЭС, а напротив, говорил в интервью американской радиостанции «Свобода», что армянская экономика может успешно развиваться в этом формате. В состав единого списка, по некоторым сведениям, войдут также известные не только в нашей стране, но и за ее пределами русофобы и западники Давид Шахназарян и Степан Григорян. Оба достаточно известны общественности, а потому в особом представлении не нуждаются.
У Тер-Петросяна дефолт!
Эдмон Марукян объявил, что его партия «Лусавор Айастан» с ноября начнет переговоры на предмет совместного участия в парламентских выборах. Партия Левона Тер-Петросяна тоже намерена инициировать переговоры, только вот с кем?
ЖЕЛАЮЩИХ ОБСУДИТЬ С ЛЕВОНОМ ЗУРАБЯНОМ И АРАМОМ МАНУКЯНОМ ВОПРОС формирования предвыборного альянса что-то не видно. Почему? Да потому, что партия экс-президента голосовала за членство Армении в ЕАЭС, а все оппозиционные силы и гражданские движения в нашей стране придерживаются западной модели развития общества. А недавно экс-президент объявил, что Армении угрожает экономическая катастрофа под названием «дефолт». Реакция политизированной общественности выглядела однозначно: все без исключения аналитики и политические деятели оппозиционного толка объявили, что это заявление свидетельствует о том, что власть нарушила прежнюю договоренность с лидером АНК.
По единственной на данный момент версии заявление Тер-Петросяна подтверждает догадки относительного того, что после выборов в Гюмри и Ванадзоре, которые партия экс-президента позорно проиграла, власть больше не гарантирует АНК представительство в новом парламенте. Так, повторюсь, считают все без исключения аналитики и оппозиционные деятели. С АНК не хотят иметь дела, фигура экс-президента в нынешних политических реалиях выглядит абсолютно бесперспективной…
Что касается дефолта, то здесь к ответу ЦБ вряд ли что-то можно добавить. ЦБ, напомню, объявил, что наша страна исполняет и будет впредь исполнять обязательства по обслуживанию государственного долга, а потому никакой дефолт ей не угрожает. Зато Тер-Петросяну угрожает полная изоляция на оппозиционном поле, АНК уже на полпути к свалке истории и дойдет до места назначения после апрельских выборов. Напомню, что на выборах в Гюмри и Ванадзоре эта политическая сила показала самый минимальный результат. Как же после такой демонстрации бессилия и политической несостоятельности не объявить о дефолте!
