Енел Геворкян, Рубик Рашоян и другие бизнесмены Гюмри стремились основать рабочие места для инвалидов города, однако все их проекты или отвергались, или принимались в штыки.
ПОЛОЖЕНИЕ ГЮМРИЙСКИХ ИНВАЛИДОВ ЧАСТИЧНО СМЯГЧЕНО ТЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, что среди них нашлись люди (Карине Григорян, руководитель Центра женщин с особыми потребностями «Агат» в Нор-Аване, Армине Никогосян, руководитель Спортивно-культурного центра инвалидов «Пюник» в Австрийской деревне и т.д.), которые ценой огромных усилий основали свои ОО, придали товарищам по несчастью силы, без которых невозможно жить.
Но госчиновникам не до инвалидов: у каждого из них свои меркантильные задачи, свои неразрешимые проблемы. Но вот что интересно: инвалиды окружены заботой и вниманием молодежи города, во всех общественных организациях инвалидов работают молодые волонтеры.
Летом каждого года Армине Никогосян (она колясочница) для детей, имеющих инвалидность, и детей инвалидов организует при своем центре в Австрийской деревне лагерь отдыха, в котором в качестве вожатого, педагога, психолога и т.д. работают студенты старших курсов Гюмрийского пединститута. Вот почему спортивные достижения и значимые культурные мероприятия инвалидов Австрийской деревни получают широкий резонанс в Гюмри. В этой деревне преклонения достойны многие, но я расскажу лишь об одной из них.
Во время землетрясения Грета Хндзрцян (Лала) лишилась родителей и ног, стала жить с бабушкой и семьей дяди. Тогда ей было всего 2,5 года. В 1989 г., когда в Австрийской деревне распределяли коттеджи между семьями, имеющими инвалидов землетрясения, дядя нежно обнял свою лучезарно улыбающуюся племянницу и внес в дом. Присутствующие украдкой вытирали слезы, а маленькая красавица все улыбалась миру, людям и новому дому. Она все также прекрасна и улыбчива, как 28 лет назад. Женщина удивительного мужества родила дочку (ей уже 6 лет), стала тяжелоатлетом. Каждый раз, когда она возвращается с Паралимпийских игр с очередной победой, гюмрийцы поражаются, как этой хрупкой женщине удается поднять штангу, в 3-4 раза превышающую ее собственный вес? Однажды Лала сказала мне: «Армине Никогосян – наша крестная мать».
ПРИ СПОРТИВНО-КУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ ДОВОЛЬНО УСПЕШНО ДЕЙСТВУЕТ и любительский драмкружок. Говоря «любительский», мы грешим против истины: изначально кружок под свою опеку взяли студенты театра и кино Академии искусств, будущие артисты и режиссеры помогают кружковцам в подборе и постановке пьес, не требующих особых затрат и декораций, а в случае необходимости сами исполняют иные роли.
Обычно на премьеры приглашаются представители общественности Гюмри, так сказать, люди из «материка»: лет 20 назад с учетом оторванности Австрийской деревни от Гюмри, компактности проживания в ней инвалидов и неразрешимости их проблем я назвал эту деревню островом социальной беды. Но сейчас почти целый год никаких приглашений…
Вот что сказал один из волонтеров драмкружка, Вреж Саргсян, сыгравший немало ролей в различных постановках:
— В настоящее время кружок бездействует, так как его члены решили замахнуться на нечто большее, пожелали поставить у себя сказку Оскара Уайльда «День рождения инфанты», требующую, пожалуй, больших затрат. Понять их можно, но, с другой стороны, возникает резонный вопрос: откуда достать необходимую сумму? Все наши попытки не увенчались успехом: состоятельные гюмрийцы без всякого сожаления оставляют в ресторанах несколько тысяч долларов, но когда речь заходит об оказании гуманитарной помощи инвалидам, нищим, бездомным, то, оказывается, у них нет денег. Мы вынуждены были представить данный проект вниманию Минкульта, если министерство не профинансирует его, мы обязательно осуществим другую постановку: инвалиды должны жить активной общественной жизнью…
В словах Врежа чувствовались непомерная боль и обида за Гюмри и гюмрийцев. Разделяя его чувства, хочется сказать вот что: необходимо на государственном уровне основать фонд для осуществления затратных проектов инвалидов.