Сколько ни думал, лучшего названия, чем слегка переиначить классика, придумать не смог. А что тут скажешь? Действительно, фестиваль закончился, прошел на ура. И что остается делать после долгих разговоров, обсуждений и восхищенных оценок любителям качественной музыки? Ждать повторения как минимум такого же уровня фестиваля на будущий год.
ИТАК, АРМЯНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ДЖАЗА И «МЕЦЦО ПРОДАКШ» при содействии мэрии Еревана и при спонсорской поддержке компании «Газпром Армения», Ростелекома и коньячного завода «Арарат» доставили колоссальное удовольствие армянским любителям джаза. Шутка ли — сразу две суперзвезды — обладательницы наград «Грэмми» услаждали слух джаз-фанатов, а еще гостьи из Германии и России, да и наши музыканты — словом, уровень был самый высокий.
Замечательная идея организаторов — посвящать каждый фестиваль какому-то известному джазмену, имеющего армянские корни, сработала с первого раза. Как «ГА» уже писал, нынешний фестиваль был посвящен легендарному продюсеру Джорджу Авакяну. О нем были статьи в прессе, об этом говорили в эфире и каждый фестивальный день прямо со сцены. Так, выяснилось, что очень многие, в особенности молодые музыканты, даже не знали этого имени. А очень напрасно — ведь этот человек так много сделал для развития и становления индустрии джаза и всегда и везде подчеркивал свое происхождение. Достойнейший человек. Организаторы связались с семьей, через дочь вышли на самого 97-летнего мастера, получили его «благословение» в виде специального послания, а после окончания фестиваля отправили ему все материалы по фестивалю. По словам дочери, Джордж Авакян был тронут до слез таким вниманием.
Открытие фестиваля прошло в концертном зале СКК, специально украшенном к событию. Огромный постер в холле, у которого можно было фотографироваться самим или отдаться в руки профессиональному фотографу, пользовался большим успехом у спешивших на концерт слушателей. Вначале, как и полагается, были выступления организаторов, президента ассоциации Камо Мовсесяна, генерального директора СКК Вазгена Асатряна, которые приветствовали зрителей, благодарили мэра Еревана Тарона Маргаряна, сидевшего в зале (а не в ложе для почетных гостей), спонсоров, а потом ведущий пригласил на сцену Государственный джаз-оркестр Армении п/у Армена Уснунца. Тут фестиваль, собственно, и начался!
Оркестр отыграл несколько композиций просто великолепно. Слаженность, точность, красота звучания: каждый раз не перестаешь удивляться, как худруку удается в достаточно сложных условиях готовить такие программы. А потом на сцену вышла настоящая дива джаза! И тут слушателей ожидал сюрприз — великолепная Ди Ди Бриджуотер спела 3 джазовых стандарта с нашим биг-бэндом! Слушая эти композиции, было невозможно отличить качество пения от качества аккомпанемента. Складывалось ощущение, что это ее оркестр, с ним она выступает уже много лет! Браво, наши ребята! Браво, маэстро! Не случайно, когда оркестр, отыграв, уходил со сцены, дива не прекращала их благодарить, обниматься с Арменом Уснунцем и кланяться практически каждому из музыкантов лично. Уже после концерта, в кулуарах, она не переставала хвалить армянских музыкантов и высказывать им свое восхищение.
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ КОНЦЕРТА НА СЦЕНУ ВЫШЛИ АМЕРИКАНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ, сопровождающие ее в турне, среди которых был и молодой, но уже очень известный в мире джаза трубач Тео Крокер. Эти ребята (а весь квинтет состоит из действительно молодых музыкантов), конечно, совсем по-другому аккомпанировали певице. И хотя везде выделялось имя лишь трубача, остальные четверо были ему под стать. Лично мне очень понравился пианист, который обладал какой-то странной, оригинальнейшей манерой игры. А в целом концертом правили высочайший вкус, оригинальная и высококлассная техника. Качество звука на сей раз было просто идеальным (не знаю, кого благодарить за это), музыканты не тянули одеяло каждый на себя — все играли ровно столько, сколько нужно, именно на такой громкости, какая требовалась. Ну а про солистку и говорить нечего. Не знаю, есть ли сейчас кто-то в мире джаза, кто бы мог с ней поспорить в энергетике, искусстве владения голосом, сценическом поведении.
Второй день был менее пафосным, но весьма интересным с точки зрения будущего армянского джаза. На открытой площадке на площади Азнавура выступали молодые коллективы из Еревана и Гюмри. Кстати, за это наша благодарность организаторам — во-первых, те, у кого не было возможности приобрести билеты, смогли послушать хорошую музыку без проблем. Во-вторых, дали молодым показать себя на публике. И, наконец, в-третьих, благодаря такому событию, которое длилось в центре столицы около 3 часов, праздник джаза вышел в город, создав праздничную атмосферу и особый настрой.
А что касается выступлений, то есть претензий, о которых упомянуто в самом начале — несколько армянских коллективов хорошего уровня, несколько достойных молодых певиц неплохо играли и пели. Но одна деталь бросалась в глаза. Все они, называясь джазовыми или по крайней мере выступая под флагом джаз-фестиваля, пели западные поп-песни. Что-то, конечно было из репертуара джазовых исполнителей, но в целом стилистика была, мягко выражаясь, не совсем джазовая. Вот и возник вопрос: неужели ни одна из этих певиц и групп не могла подготовить хотя бы по одной армянской песне? А еще лучше, чтобы это были армянские джазовые стандарты. Нет, сплошная Мадонна, Бейонс или что-то в этом роде. Лишь группа из Гюмри представила свою версию народной песни, что можно было приветствовать. К сожалению, группа молодая и явно еще несыгранная. Но зато выбран правильный творческий путь.
Третий день был уникальным по всем параметрам. Должны были выступать Армен Тутунджян со своими молодыми партнерами, российская певица Алина Енгибарян и македонские братья Тавитян. К огромному сожалению, менее чем за сутки до прилета Диран Тавитян сообщил, что по состоянию здоровья они приехать не смогут. Организаторам пришлось срочно перекраивать программу и распределять между оставшимися участниками высвободившееся время.
Первый коллектив — Chico’s New Trio — отыграл очень грамотно, аккуратно, немного более академично, чем хотелось бы. Примерно также выступила и Алина, победительница прошлогоднего конкурса фестиваля в Монтре. Стандарт, немного скэта, фортепианный проигрыш, еще куплет — кода. Немного напоминало обстановку на экзамене в консерватории. Зато когда вышел «Малхас бэнд», чего-чего, а эмоций было больше чем достаточно. Левон Малхасян и его музыканты с ходу врезали тот самый джаз, который любят миллионы поклонников этого жанра, без оглядки на какие-то слишком сложные выверты или умничанье. Мелодизм, ритм, темп, энергетика, чувства — и все, зал был у ног музыкантов. Овация, выходы на поклон — достойное завершение дня армянского джаза.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СТАЛ САМЫМ ОБСУЖДАЕМЫМ В СОЦСЕТЯХ И В СРЕДЕ ДЖАЗ-ФАНАТОВ. То, что Джосс Стоун — звезда первой величины, ни у кого сомнений не вызывает. Правда, все знали, что она не джазовая в классическом понимании певица. Она мыслится в категории «блюз» и «соул». Но на сей раз она показала программу, лишь отдаленно напоминающую ту, которую от нее ожидали, — рок-композиции, основанные на ее же суперхитах. Из-за того, что ее обычный состав был укорочен до гитарного трио, то и звучание, и аранжировки были соответствующими. Но качество исполнения от этого, конечно же, не пострадало. Колоссальное удовольствие получила молодая публика! А если еще учесть, что певица с первых же минут установила теснейший контакт со зрителями, выйдя в зал, как всегда, босиком, приглашая зрителей петь вместе с ней, да еще и пытаясь говорить по-армянски (да-да, было и такое!) и вообще заигрывать с первыми рядами, то восторгу аудитории не было предела. Ну и, конечно, мастерство и мощный голос, чувственность певицы сделали свое дело. Публика как стала на ноги, так и не садилась до самого конца. Полное взаимопонимание и погружение в музыку.
Интересная деталь: фестиваль закончился пару недель назад. О Ди Ди Бриджуотер и Джосс Стоун разговоры уже затихают. А вот выступления наших музыкантов — как молодых, так и ветеранов — обсуждаются до сих пор. О чем это говорит? А о том, что их творчество волнует нашего слушателя. И значит, именно нашим музыкантам нужно уделять больше внимания. В этой связи наши организаторы выглядят весьма выигрышно. Наши поступают умнее, правильнее, чем их некоторые коллеги из других стран: чем больше будут вовлекаться в музыкальные будни и праздники наши музыканты, тем лучше для нас.
Фото Элизы Антаблян
