Гамбимт (от итал. dare il gambetto — подставить ножку) — общее название дебютов, в которых одна из сторон в интересах быстрейшего развития, захвата центра или просто для обострения игры жертвует материал (обычно пешку, но иногда и фигуру).
Август нынешнего года оказался слишком богат на события, закрутив и завертев ситуацию в регионе Большого Кавказа так, как еще за месяц до этого вряд ли кто ожидал. События в Грузии, война в Южной Осетии, вторжение российских войск на грузинскую территорию, признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, реакция международного сообщества – война и мир, кажется, сплелись в один тесный клубок, влияние и значение развязки которого выходит далеко за пределы региона. Сентябрь, по всей вероятности, несет с собой продолжение, и остается надеяться, что оно не будет столь же драматичным.
Для Армении происходящее имеет глобальный смысл по крайней мере в двух аспектах: в вопросе НКР и транспортных коммуникаций через Грузию. Третьим, не менее важным аспектом является турецкое направление, в котором опять-таки тесно переплетаются собственно двусторонние отношения и инициатива Турции по созданию Кавказского альянса безопасности. Все это вместе создает туго завязанный узел, в котором непосвященному человеку трудно разобраться, – слишком много тут подводных камней и течений, чтобы, не имея конфиденциальной информации, путем обычного логического анализа можно было докопаться до истинной подоплеки происходящего.
Ближайшим событием в ряду ожидаемых является футбольный матч между сборными Армении и Турции. Можно с уверенностью констатировать, что задолго до своего начала матч уже побил один рекорд, став самым политизированным спортивным событием, по меньшей мере в регионе. Фактически до последнего момента турецкая администрация не дает четкого и однозначного ответа на приглашение президента Армении, каждый день допуская утечку информации о положительной реакции Анкары. Судя по поведению турецкой прессы, сомнений в том, что Гюль все-таки приедет, почти не осталось. В Ереване воздерживаются от каких-либо комментариев, за исключением интервью Сержа Саргсяна газете "Радикал".
А вот в Азербайджане возможный визит президента Турции в Армению, пусть даже под спортивным "соусом", — безусловно, тема номер один. В Баку взбудоражены, оскорблены в верноподданнических чувствах, напуганы и возмущены. Оттуда явственно слышны голоса нескрываемой ревности и обиды, горькие упреки в предательстве "младшего брата" раздаются почти в каждом из многочисленных комментариев – право, создается впечатление, что Азербайджан это пока еще не подтвержденное событие задевает больше, нежели его непосредственных участников.
Если суммировать мнения бакинских политологов и политических деятелей, то вычленяется одно несомненное общее место: в Азербайджане гораздо меньше озабочены эскалацией напряженности и угроз нашему региону, чем возможной оттепелью в армяно-турецких отношениях. Совершенно очевидно, что здесь готовы пожертвовать региональной безопасностью во имя собственных интересов в карабахском противостоянии. И хотя Азербайджан формально положительно отнесся к инициативе по созданию Кавказского альянса безопасности, очевидно, что это пока действительно формальное согласие, иначе в Баку поступить не смогли бы в первую очередь потому, что инициатива внешне исходит от Турции. Однако, если идея получит дальнейшее развитие, ясно, что Азербайджан очень скоро поставит вопрос о Карабахе или по крайней мере об освобожденных территориях и выставит свои хорошо известные условия участия в будущем альянсе.
Второе, что бросается в глаза в подходах азербайджанской стороны, – речь может идти лишь о неофициальных подходах, поскольку официальный Баку хранит молчание, – это две крайние позиции в вопросе общности интересов Азербайджана и Турции. Понятно, что обида гложет азербайджанцев плюс опасение, что "старший брат" может элементарно пожертвовать ими ради своих целей. Вовсе не случайно в Баку все чаще вспоминают о том, как Турция-де в свое время сдала их большевистской России. Вот и раздаются плаксивые упреки даже от такого матерого политического волка, как Вафа Гулузаде: "… Времена меняются. И это наводит на мысль о том, что Турция относится к Азербайджану, как мачеха к нелюбимому пасынку, тогда как мы, в Азербайджане, очень хотели бы видеть в Турции родную мать". Трудно сказать, кем именно приходится Турция Азербайджану, – матерью или отцом, но налицо фактически открытое признание роли Азербайджана как форпоста Турции в регионе. Степень родственных отношений предлагаем при этом определить самим "бедным родственникам".
Более гордые политологи вовсю стараются держать фасон. Так, Зардушт Ализаде заявляет, что "Азербайджан и Турция — два разных государства и национальные интересы у них различны. Ныне Турция проводит выгодную ей внешнюю политику. Нагорный Карабах и иные находящиеся под пятой врага земли — это сугубо наше, азербайджанское дело, только наше зеркало, в котором отражаются наши представления о чести и достоинстве". Заметим между прочим, что если Арцах – это "зеркало", то "честью и достоинством" здесь и не пахнет. Но Баку явно не до "чести": союзника бы не потерять – вот что волнует более всего азербайджанскую общественность, которой мерещится еще и скорое открытие армяно-турецкой границы. Отсюда громкие заявления об "ошибке", совершаемой Гюлем, о вреде его имиджу и в Турции, и в Азербайджане, и даже требования информировать общественность об истинных целях визита, которое высказала партия "Мусават". А еще оптимистические заявления, что, дескать, Гюль едет "образумить армян" и заставить их отказаться от ключевых элементов внешней политики – Арцаха и признания Геноцида.
Дело дошло до того, что уже из Анкары раздаются утешающие и обнадеживающие голоса. Посол Турции в Баку поспешил успокоить братьев, заявив, что возможный визит пойдет только на пользу Азербайджану и что граница не будет открыта. Бывший посол обещал, что в случае визита обязательно будет поднят вопрос Нагорного Карабаха. Ясно, что в Анкаре очень не хотят обижать Азербайджан и предпочли бы оставаться в роли "родной матери", да только стремление стать наконец региональной державой и выступить в роли "голубя мира" (такого имиджа геноцидогенная Турция еще никогда не имела!) заставляет, стиснув зубы, соглашаться на поездку в Ереван. А может, и наоборот – надоел им "сынок" своими вечными требованиями, и в Турции на самом деле не прочь утереть нос Баку, поставив повзрослевшее и обнаглевшее "дитя" на положенное ему место…
Впрочем, милые, как известно, бранятся – только тешатся. Приедет ли Гюль в Ереван или нет, станет известно очень скоро. Куда важнее последствия этого визита или отказа. Как бы ни обижались и ни волновались в Баку, можно не сомневаться в одном: в любом случае потепление отношений между соседями лучше охлаждения и эскалации напряженности. Поэтому визит президента Турции в Ереван в любом случае на пользу не только двум сторонам, но и всему региону, в том числе и азербайджанскому народу, которому, думается, сохранение мира и стабильности в регионе куда важнее Карабаха. Во всяком случае так должно быть с точки зрения здравого смысла и инстинкта самосохранения.