— Да, вы правы. Сейчас я занимаюсь общественной деятельностью, руковожу двумя организациями, действующими в сфере защиты прав человека, развития законодательства, становления правового государства. Мы также стремимся укреплять сотрудничество на Кавказе, и с этой целью недавно создана организация «Кавказское партнерство».
А еще я выполняю экспертную работу в правовой области. Здесь мои партнеры большей частью из-за границы, международные организации.
— Где вам комфортнее — на посту председателя Кассационного суда, посла Армении в Грузии, министра юстиции или свободного юриста?
— Когда я перестаю чувствовать себя комфортно в своей роли, я покидаю эту роль. Вы видели это не раз. А вообще мне комфортно там, где можно результативно действовать, влиять на процессы и продвигать свои идеи. Если этого нет — это уже застой. Это не мое.
— Ваше мнение о деятельности Минюста сегодня? Что изменилось после вас, с чем согласны, а с чем — нет?
— Не совсем корректно, особенно с моей стороны, давать оценку деятельности Министерства юстиции. Что именно изменилось, не могу сказать. Но процессы идут, реформы продолжаются. Надеюсь, у ребят получится.
— О каких законопроектах могли бы порассуждать? Например, по поводу криминализации незаконного обогащения чиновников? Будет ли он работать в Армении или очередной пиар-ход?
— Будет работать. Конечно, если будет на то политическая воля. Как и во всем остальном… Что касается криминализации необоснованного обогащения госслужащих, то это вопрос, который обсуждался довольно долго. Разработки начались еще при прежнем правительстве.
— После принятия новой редакции Конституции РА появилась необходимость привести законодательство в соответствие с ней. С чего, по-вашему, нужно начать, что первостепенно?
— Сама Конституция уже предопределила приоритеты и сроки реформирования отдельных институтов и политических механизмов. Так что тут особенно придумывать нечего. Все первостепенно. Правительству и парламенту предстоит кропотливый труд.
— Возможно ли посредством смены кабинета министров превратить Армению в процветающую страну?
— Армению в процветающую страну можно превратить, если есть любовь к родине и самоотверженный труд. А смена кабинета — это лишь политический процесс.
— Реально ли искоренить коррупцию в нашей стране?
— Абсолютно реально. 12-13 лет назад, когда наша соседняя Грузия погрязла в коррупционной паутине, такой же вопрос возникал там у многих. И настроения были отнюдь не оптимистичными у многих слоев населения. Но пошли здоровые процессы, и за короткое время коррупция отступила. На бытовом уровне она вообще была искоренена. Тут глобальный вопрос — наличие политической воли.
— Сегодня в Армении много говорят о необходимости создания ювенального права, разрабатывают соответствующую законодательную базу. Но нужно ли нам это, не противоречит ли традициям армянской семьи?
— Как и во всех сферах, в этом вопросе также важно не переходить грани, все сделать взвешенно, без излишнего фанатизма. А так, ювенальное право и ювенальная юстиция — достаточно эффективные инструменты.
— Каким видите собственное будущее? На каком посту или в какой сфере деятельности, на ваш взгляд, могли бы принести максимальную пользу?
— У нас у всех светлое будущее (смеется)… А если всерьез, то я всегда там, где должен быть.
— Каким был для вас год уходящий и с каким настроением вступаете в новый год?
— Год был високосный, со всей характерной ему проблемностью. Если забыть все плохое, то только трагические результаты апрельской четырехдневной войны достаточны, чтобы пожелать нам всем отныне более светлых и позитивных лет. Настрой на предстоящий год исключительно позитивный
— Как будете отмечать Новый год?
— Как принято у нас у всех: в кругу семьи, в теплой обстановке, вокруг красивого и вкусного праздничного стола. Дедом Морозом в этот вечер, естественно, буду я…