ПРЕМЬЕР-МИНИСТР АРМЕНИИ КАРЕН КАРАПЕТЯН В ХОДЕ ЗАСЕДАНИЯ правительства в этой связи коснулся деятельности Государственной комиссии по защите экономической конкуренции (ГКЗЭК) РА, передает Panorama.am.
По словам премьера, ГКЗЭК – независимая структура и у правительства здесь нет рычагов влияния. Но это, как отметил Карен Карапетян, не лишает представителей правительства возможности высказывать свое мнение. «Посему ГКЗЭК и председателя комиссии Артака Шабояна призываем в первую очередь сосредоточить внимание на рынке товаров широкого потребления», – сказал премьер.
Карен Карапетян отметил, что это гораздо более важная сфера, чем сфера производства пива, где есть множество производителей и импортеров, серьезная конкуренция.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: С ПРЕМЬЕРОМ ТРУДНО НЕ СОГЛАСИТЬСЯ. Вот уж действительно, губит людей не пиво… И уж точно не цены на пиво. Кроме того, реакция главы правительства по идее должна напомнить ГКЗЭК о ее прямых функциях: обеспечении справедливой конкуренции на рынках и постоянного мониторинга обоснованности цен. Между тем, по крайней мере в данном случае, комиссия ограничилась лишь фискально-санкционной деятельностью. Да, компанию, возможно, и накажут, причем на рекордную сумму. Да, бюджет, может, и получит дополнительных 110 млн драмов. Но это ли задача данного органа? Есть ли даже не гарантии, а хотя бы надежды на то, что ЗАО «Ереванское пиво» снизит цены? В конце концов, главной задачей санкций должны быть профилактика и восстановление соответствующей дисциплины в случаях, когда нарушаются правила игры. В действиях ГКЗЭК этими принципами не пахнет. Пахнет пивом и деньгами.
Теперь о том, почему данный шаг комиссии более чем сомнителен, несмотря на то что сулит привлечение в госказну больших денег. По сообщению пресс-службы ГКЗЭК, комиссия зарегистрировала рост цены на пиво производства компании «Ереван гареджур» на 30 драмов за 1 литр начиная с конца прошлого года. С учетом того, что компания имеет доминирующее положение и занимает около половины рынка, ГКЗЭК пыталась понять причины роста цен на пиво. Компания «Ереван гареджур» представила свои разъяснения на этот счет. Ее представители отметили, что они увеличили некоторые необходимые расходы для организации производства, а также на 6% сократились объемы реализации пива.
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КОМИССИИ БЫЛИ ПОДРОБНО ИЗУЧЕНЫ вышеуказанные разъяснения. В результате проделанных работ выяснилось, что никакого увеличения расходов зарегистрировано не было. Наоборот, часть расходов даже была сокращена. Несмотря на это, компания подняла цену на пиво, получив при этом дополнительную прибыль в размере 110 млн драмов, которая решением комиссии полностью будет перечислена в госбюджет.
Во всем этом тексте сообщения ГКЗЭК самым любопытным, признаться, представляется фраза «с конца прошлого года». То есть, по версии комиссии, целый год «Ереванское пиво» продавалось по завышенной цене. Целый год сама ГКЗЭК то ли этого не замечала, то ли долго разбиралась, но, так или иначе, дело дошло до того, что за счет этого завышения цены компания незаконно заработала 110 млн драмов. По сути, получается картина, где в любом случае основные вопросы обращены к ГКЗЭК. И к тому же есть претензии к эффективности ее работы. В частности, если поздно зафиксировали факт нарушения, то процесс мониторинговой деятельности комиссии явно оставляет желать лучшего. Если обнаружили вовремя, но долго разбирались, то очевидна проблема в продуктивности работы комиссии. Если есть изъяны в законодательстве, ставшие причиной столь длительного разбирательства, то вопрос упирается в недостаток инициативности комиссии. Ведь именно она могла и должна инициировать законодательные изменения, призванные обеспечить повышение эффективности работы. А в данном случае — оперативность реагирования на факты нарушений.
Дабы не сложилось впечатления, что автор этих строк неровно дышит к пиву вообще и к «ереванскому пиву» в частности, отмечу, что, во-первых, пиву предпочитаю коньяк, во-вторых, вовсе не ставлю под сомнение факт нарушений со стороны упомянутой компании. Вопрос лишь в том, почему во всей этой истории самой пострадавшей стороной оказался рядовой потребитель? Ведь именно его «переплаченные» 30 драмов за литр (110 миллионов драмов) решили вернуть казне. Это как-то не совсем справедливо. Кроме того, в сообщении о решении комиссии что-то не удалось заметить формулировок о том, что компания обязана отныне продавать литр пива на 30 драмов дешевле. Иными словами, интересы потребителей здесь вообще не рассматриваются. Увы, как всегда…