Логотип

ЕВРОПА ПРОТИВ АМЕРИКИ?

НА РАЗНОГЛАСИЯ И ОПАСЕНИЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ, СВЯЗАННЫЕ с предвыборными заявлениями избранного президента США, накладывается уже ранее имеющийся довольно сложный фон трансатлантических отношений. Еще до выборов между ЕС и США имелись разногласия относительно санкций в отношении России, проблемы заключения соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP), также после референдума о выходе Великобритании из ЕС наметилась тенденция к большой европейской самостоятельности в вопросах обороны и безопасности. Итоги выборов в США усилили эти тенденции, придав им новый импульс.

В настоящее время после выборов в США намечается изменение конфигурации трансатлантических отношений сразу по трем направлениям. Первым из них является стремление Лондона к сближению с Вашингтоном после выхода Великобритании из ЕС и смены власти в США. В правящей элите в Лондоне после Brexit особенно активны евроскептики, которыми Трамп воспринимается как единомышленник. В результате после выборов в США Лондон пытается вдохнуть новую жизнь в особые отношения между США и Великобританией.

Второй тенденцией стали ответная реакция франко-германского альянса на смену власти в США и возможное усиление изоляционизма во внешней политике Вашингтона. Основным содержанием этой реакции является попытка Берлина и Парижа консолидировать ЕС и усилить его самостоятельность в вопросах обороны. В частности, 14 ноября министры обороны и иностранных дел ЕС согласовали план по обороне и безопасности Евросоюза, который министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан охарактеризовал как шаг к оборонной автономности Европы. Совет Евросоюза принял также решение увеличить бюджет Европейского оборонного агентства (EDA) до 31 миллиона евро. 

В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ С ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ ВЫСТУПИЛ ДЕПУТАТ парламента Германии от правящей ХДС Родерих Кизеветтер, отметивший, что Европе нужно подумать о развитии собственной стратегии ядерного сдерживания. «Американский ядерный щит и гарантии ядерной безопасности крайне важны для Европы, — заявил Кизеветтер. — Если Соединенные Штаты больше не хотят это гарантировать, Европе нужно самой обеспечить ядерную защиту для сдерживающих целей».

Еще одной тенденцией в случае реализации сценария по укреплению самостоятельности ЕС от США и анонсированному налаживанию отношений между США и Россией могут стать нарушение баланса сил внутри европейского блока и ослабление позиций  восточноевропейских членов ЕС во главе с Польшей. При этом те же проблемы актуальны и для Украины. По сути, данные страны стоят перед угрозой распада своей внешнеполитической стратегии, в рамках которой они выполняли роль «пятой колонны» США внутри ЕС, а также источников конфликтности между ЕС и Россией.

В случае достижения американо-российской сделки данные их функции будут не нужны США, а изоляционизм политики Вашингтона на трансатлантическом направлении оставит Варшаву и Киев один на один с франко-германским альянсом. Все эти опасения обуславливают особую активность восточноевропейских стран в вопросе установления контактов с Трампом.

Так, по данным Foreign Policy, в ходе состоявшейся встречи европейских дипломатов  с советником Трампа Джеймсом Керефано представители восточноевропейских стран обратились к избранному президенту через его советника с просьбой придерживаться обязательств НАТО по защите прибалтийских государств и Польши, а также хотели получить заверение, что возможное восстановление американо-российских отношений не произойдет за счет уязвимых членов НАТО.

В то же время при наличии всех указанных тенденций под вопросом остается длительный и постоянный характер изоляционизма США на европейском направлении, который на определенном этапе может смениться более традиционной политикой. Также на трансатлантические отношения помимо курса Вашингтона может влиять и внутриполитическая динамика в ключевых странах ЕС, делающая еще более туманными перспективы отношений ЕС — США.

В ПРЕДДВЕРИИ ПРЕДСТОЯЩИХ В 2016-17 гг. ВЫБОРОВ В ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ  усиливаются позиции крайне правых политических сил, при этом особенно сильны позиции правых националистов во Франции. Хотя евроскептики позиционируют себя единомышленниками нового американского президента, на практике их возможный приход к власти может стать новым испытанием для трансатлантических отношений. Крайне правые во Франции, приветствуя победу Трампа, в то же время исповедуют во внешней политике вполне голлистские концепции союза с Россией и независимости от НАТО. 

В частности, после выборов в США лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен подчеркнула, что является сторонницей многополярного мира. «Я не вижу оснований, зачем нам выстраивать эту стену между европейскими странами и Россией», — заявила она, отметив, что сделано это может быть разве что «по указанию США, которые до сих пор в этом заинтересованы». Французский политик также прокомментировала роль Североатлантического альянса, заявив, что НАТО стало сегодня организацией, обеспечивающей подчинение стран, которые в нее входят, воле Соединенных Штатов.