О ШАЛЯПИНЕ НАПИСАНО МНОЖЕСТВО БИОГРАФИЧЕСКИХ КНИГ, опубликованы сборники воспоминаний друзей и знакомых, с обзором исполнявшихся им музыкальных произведений. Автор выделяет в предисловии первую публикацию о будущем короле вокала. В 1893 году Шаляпин исполнил партию Мельника в опере «Русалка» Даргомыжского, поставленной в Тифлисском музыкальном кружке (кружок Арцруни). На следующий день об этом написал в тифлисской газете «Кавказ» журналист и музыковед Василий Давидович Корганов. Как позже признается в автобиографии Шаляпин: «Прочитав заметку (В.Д.Корганова), я с трепетом душевным почувствовал, что со мной случилось что-то невероятное, неожиданное, чего у меня и в мечтах не было. Я был смущен и напуган этой первой печатной похвалой».
Поистине в жизни каждого крайне важно своевременное окрыляющее признание — первая ступенька к вершине. Недаром позже Шаляпин подчеркивал: «Я родился дважды: для жизни — в Казани, для сцены — в Тифлисе».
Галечян, кстати, тоже родился в Тифлисе. А Корганов в дальнейшем внимательно следил за успехами и творческим ростом Федора Ивановича и освещал их в периодических изданиях Тифлиса, Москвы и Петербурга.
В сборнике материалов о великом певце есть множество интересных историй. Среди них диалог начинающего певца с находящимся в зените славы известным актером-трагиком Мамонтом Дальским (1865-1919), многолетняя дружба с Сергеем Рахманиновым. Важную роль в жизни певца сыграл лирический тенор, первый исполнитель партии Ленского Дмитрий Усатов. Оставив сцену, он преподавал в Тифлисе, первым определил гениальный дар Шаляпина, взялся с ним заниматься, а платил за это председатель правления Тифлисского коммерческого банка Константин Алиханов, человек друживший с Чайковским.
В книге есть описания встреч певца с Горьким, Артуром Тосканини, популярным певцом 20-30 годов XX столетия Александром Вертинским (отцом актрис Марианны и Анастасии Вертинских), кайзером Вильгельмом, наградившим Шаляпина золотым крестом Прусского Орла.
С ИЗВЕСТНЫМ АРМЯНСКИМ АКТЕРОМ ОВАНЕСОМ АБЕЛЯНОМ (1865-1936) Шаляпин встретился в 1892 году в Тифлисе. Абелян был на 8 лет старше, уже имел успех, Шаляпин только начинал, но они подружились. Спустя много лет в 1923 году судьба свела их в Чикаго. Этот эпизод приводится по книге дочери Абеляна Марики. После спектакля «Севильский цирюльник» Абелян зашел за кулисы, обнялись. «Это я пел для тебя, Ваня!» — сказал Шаляпин. За ужином в ресторане друзья вспомнили Тифлис начала 90-х годов XIX века. Узнав, что Абелян собирается на родину, Шаляпин взгрустнул: «Значит едешь, Ваня. И хорошо делаешь. Не наше это место Америка. И я собираюсь свой юбилей отметить на родине, со своим народом. Вот пою и не чувствую удовлетворения. Здесь понимают, но не так загораются». Абелян очень обрадовался, что Шаляпин тоже собирается ехать: «Если ты, Федя, вернешься в Россию, тебя на руках будут носить. Самое главное для актера — зритель. Вот я здесь в Чикаго и играл хорошо, и принимали прекрасно, и спектакли прошли с аншлагом, не могу жаловаться, но чувствую нутром — не то. Здесь чужое, а там родное». Встали они из-за стола, оба высокие богатыри, вышли из ресторана и пошли по улицам Чикаго к своему отелю. Больше им встретиться не довелось. Абелян в 1925 году вернулся в Армению. Шаляпин остался в эмиграции и умер в 1938 году в Париже.
Легендарный король вокала Федор Шаляпин оставил яркий след в истории мирового оперного искусства. Его неповторимый бас сохранился в записях опер и концертных выступлений. Книга Георгия Галечяна поможет читателям прикоснуться к личности корифея музыкального искусства.

 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            