
43 года на эстраде
Не знаю, совпадение это или нет, специально или естественным образом совпадают многие события в год 70-летнего юбилея нашего джаза или происходит это вне зависимости от наших празднеств, но в этом году и в других республиках бывшего СССР отмечаются юбилеи, имеющие отношение к "армянскому следу" в джазе.
Например, летом в Узбекистане широко отмечался 40-летний юбилей ташкентского джаз-клуба, который основали и вот уже четыре десятка лет руководят им братья Сафаровы, о которых "ГА" уже писал. Именно в этом году должно состояться второе рождение популярнейшей американской группы Night Ark, играющей в стиле этноджаз и состоящей на три четверти из этнических армян, чтобы на будущий год отметить свое 25-летие. Или вот недавно в Ростове прошли торжества, посвященные 85-летнему юбилею композитора и дирижера джаз-оркестра Георгия Балаева. Об этом человеке хочется рассказать подробнее.
Ростов-на-Дону издавна считается "кузницей биг-бэндов". В середине прошлого века в городе их было предостаточно. Практически каждый институт, клуб или кинотеатр, уже не говоря о всевозможных дворцах культуры, имел свой джаз-оркестр. Среди бэнд-лидеров были и музыканты-профессионалы, и энтузиасты, которым помогали талантливые художественные руководители. Правда, никто из них не завоевал всесоюзного признания, но некоторые были достаточно известны на Северном Кавказе. Пожалуй, покорение столичной сцены оказалось по силам лишь Георгию Михайловичу Балаеву, 85-летие которого летом отметили в столице Дона грандиозным концертом.
Георгий Михайлович относится к тому поколению, которое "делало советский джаз", тот самый песенно-танцевальный, который, кстати, помог выжить многим джазменам. Композитор, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Ростова-на-Дону, проработавший 43 года бэнд-лидером и 40 лет педагогом… Вообще Георгий Михайлович — знаковая фигура в музыкальной культуре Ростова. Его биография богата событиями, а жизнь — уникальными встречами.
Георгий Михайлович родился в старом доме в самом центре Ростова. Прожили там недолго — семья получила "новую" квартиру в подвальном помещении. Мама была известной в артистических кругах мастерицей: у нее шили одежду и шляпки популярные в то время театральные- и киноактеры, среди которых можно назвать Веру Марецкую, Николая Мордвинова и других знаменитостей того времени. Отец работал на почте, а в свободное время играл на мандолине. Родители любили музыку, часто ходили в театр оперетты, а дома много и с удовольствием музицировали. Так что Георгий рано приобщился к музыке. Первым музыкальным инструментом, конечно, была мандолина. Ему было лет семь, когда он сам подобрал первую пьесу "Светит месяц". В 10 лет он стал осваивать фортепиано, а в 19 лет ему покорился и аккордеон. Уже в школе он организовал свой первый оркестр, в репертуаре которого была музыка из популярных советских кинофильмов. Затем поступил в музыкальный техникум, но закончить его не дала война. Первые полтора года Георгий служил в разведке артиллерийского полка, затем — аккордеонистом в ансамбле 61-й армии, в составе которой дошел до Берлина.
По окончании войны Балаев работал сначала аккордеонистом в ансамбле Северо-Кавказского военного округа, затем пианистом в популярном на Северном Кавказе джаз-оркестре трубача Иосифа Стельмана. К этому времени относятся и первые его опыты создания оригинальных аранжировок популярных мелодий.
В 1947 в Ростове-на-Дону открылся кинотеатр "Спартак", возглавлять джаз-оркестр которого назначили тогда еще студента теоретико-композиторского отделения Георгия Балаева. В составе джаз-бэнда — три саксофона, две трубы, тромбон, аккордеон, фортепиано, скрипка, контрабас, ударные. И репертуар по тем временам был вполне традиционный: музыка советских композиторов, песни из популярных фильмов, танцевальная музыка. Особой популярностью среди ростовских почитателей легкой музыки пользовались томная испанская румба Э.Лекуона "Сибоней" и сладострастный вальс М.Уэйна "Рамона"… Но по мере того как удавалось доставать ноты или "снимать" темы с пластинок, игрались и джазовые композиции. Правда, каждый раз репертуар проходил проверку, т.е. отслушивался партийными работниками, после чего выстроенная программа могла лишиться парочки "крамольных" пьес.
В 1957 году после очередного смотра кинооркестров Георгий Михайлович даже "пострадал за джаз". Хотя его оркестр вновь занял первое место, в газете "Комсомолец" появилась статья, где Георгия Михайловича упрекали в "эстетствующих настроениях и некотором уходе от актуальности в содержании оркестра". Руководители "не проявляли должной осторожности в подборе и исполнении репертуара", "мало использовали произведения ростовских композиторов", "крайне недостаточно уделяли внимания темам патриотизма, дружбы народов, борьбы за мир"…
И еще один знаковый "джазовый след" есть в биографии Балаева. Именно в к/т "Спартак" состоялся дебют совсем еще юного Кима Назаретова — будущего первого советского профессора джаза. Георгий Михайлович не только проверял оркестровки новоиспеченного бэнд-лидера, но и доверял исполнение некоторых своих пьес.
Георгий Балаев часто включал в свои пьесы джазовые элементы. А с открытием в городе первого панорамного кинотеатра "Россия", в который его пригласили в качестве художественного руководителя и дирижера, вообще решил создать симфоджазовый оркестр. В него вошли многие, ставшие впоследствии ведущими музыкантами города и страны джазмены, среди которых был, например, саксофонист Карп Деланьян. Впервые исполненные оригинальные пьесы Балаева сменялись не менее оригинальными попурри на темы советских композиторов и произведений Чарли Чаплина.
Оркестр к/т "Россия" стал своеобразной творческой лабораторией, в которой оттачивалось мастерство композитора. Здесь же в середине 70-х на музыкальном фестивале "Донская весна" музыку Балаева впервые оценили известнейшие композиторы В.Мурадели, А.Долуханян, А.Флярковский… И вскоре пьесы ростовского композитора зазвучали в исполнении московских эстрадно-симфонических оркестров п/у Ю.Силантьева, В.Людвиковского, Б.Карамышева, А.Михайлова, М.Кажлаева… Кстати, знаете ли вы, что любимый всеми телевизионный "Голубой огонек" все годы своего советского периода существования неизменно открывался "Праздничным вальсом" Георгия Михайловича? Всего же (своеобразный рекорд) Георгий Михайлович проработал в кинотеатрах города в общей сложности 43 года!
По мнению очевидцев, у Балаева был самый крепкий и надежный (и, говорят, самый хорошо оплачиваемый) коллектив. Даже когда в 1974 году Ким Назаретов начал пополнять свой биг-бэнд и к нему устремились многие музыканты из других составов, "балаевцы" не двинулись с места — им у Георгия Михайловича было хорошо. Наоборот, несколько человек из состава Назаретова ушли к Балаеву.
Трудно точно определить количество произведений, написанных Балаевым для самых разных составов, включая музыку к 15 кинофильмам и 9 спектаклям, причем не только ростовских театров. Но только в фондах Гостелерадио России это более 100 пьес, которые и сегодня можно услышать в эфире.
Трудно сказать, было ли что-то армянское в музыке Георгия Михайловича. С другой стороны, родился и жил он не где-нибудь, а все-таки в Новом Нахиджеване, и этим многое сказано.
Автор благодарит Ольгу Коржову (Ростов-на-Дону) за помощь в подготовке материала.
