Логотип

СТАС НАМИН: «ОТКРОВЕННО»

80 УНИКАЛЬНЫХ ПОЛОТЕН, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ЕРЕВАНСКОЙ ВЫСТАВКЕ, — последний аккорд проекта «Стас Намин — 65», проводимого в Армении с декабря 2016 г. в связи с юбилеем нашего именитого соотечественника. Проект организован в рамках программы армяно-российского сотрудничества по инициативе и при содействии Министерства культуры РА и проводится под патронатом первой леди республики Риты Саргсян.

Два месяца назад в Ереване был представлен цикл мероприятий, раскрывший для нас творческий феномен Стаса Намина – музыканта, композитора, режиссера-документалиста, театрального постановщика. На ведущих столичных площадках были показаны созданные им документальные фильмы «Древние храмы Армении», «Беседа с Неизвестным», «Оган Дурьян: профессия глубоких чувств», «Свобода рок-н-ролла». Знаменитый Театр музыки и драмы Стаса Намина преподнес нам спектакли «Космос», «Маленький принц», «Битломания» и «В горах мое сердце» по У.Сарояну – «очень важный для нас спектакль», как выразился Намин. С феерическим успехом прошел в Ереване концерт с участием Государственного молодежного оркестра Армении, сыгравшего симфонию Centuria S-Quark Стаса Намина-композитора. Еще одна неизвестная грань таланта Намина стала откровением для широкой армянской общественности.

            И вот теперь – изобразительное искусство, в котором Намин заблистал не менее ярко и неожиданно. В экспозиции живопись, сделанная маслом и акрилом, классика графического жанра и графика на дереве. В плане жанровых предпочтений – портреты, пейзажи, тематические циклы, отличающиеся необычным авторским видением и трактовкой. Более 15 лет Стас Намин увлечен изобразительным искусством, в котором он весьма преуспел как прекрасный знаток классики и новатор одновременно. Необычное хобби стало продолжением увлеченности фотографией, которой он занимался с юных лет. Работая  в смешанной технике, он создает свои особые средства выразительности, которые в свойственных его живописи лаконичных композициях становятся более понятны и близки зрителю.

В ОДНОМ ИНТЕРВЬЮ СТАС НАМИН СКАЗАЛ, ЧТО РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ – это своеобразное множество языков, на которых художник пытается отразить свои мысли и чувства. При этом каждый язык имеет разные возможности: что можно выразить на одном, невозможно на другом или третьем. Отсюда его стремление овладеть как можно большим числом художественных языков, чтобы выразить себя полностью. Этой полнотой чувств и размышлений Стаса Намина пропитана ереванская экспозиция.

Живописные полотна Намина, во–первых, покоряют масштабностью. Огромные панно, с которых смотрят на зрителя портреты Антона Треушникова, Платона Лебедева, Рубена Варданяна, Левона Айрапетяна, просто Ольги, Людмилы и других современников художника. Они столь реальны, что, кажется, их прообразы сейчас заговорят, вступят со зрителем в диалог. Портреты представителей трех религий выделяются некоей условностью, за которой автор скрыл их духовную общность. А вот образы «Островитянки» или «Африканской девушки» — результат путешествий, в которые нередко пускается Стас Намин в поисках новых впечатлений, движимый желанием познать непознанное, открыть неизведанное. Художник использует необычный прием, делая приоритетным в портретах тот или иной конкретный цвет. Это могут быть темно-зеленый, лилово-синий, сочно-малиновый, ярко-оранжевый и другие. Словно красочные негативы цветной фотопленки, они несут свою смысловую нагрузку и вовсе не мешают зрителю разглядеть черты лица портретного персонажа, ощутить его настроение.

            Работа Стаса НаминаСреди самых душевных путешествий Стаса Намина – поездка по Армении и Арцаху, которую он совершил пару лет назад. По следам этого турне родился фильм «Храмы Армении» и циклы картин, главными героями которых стали древние армянские храмы. «Я проехал 2500 км по Армении и Нагорному Карабаху, храмы писал с натуры, ибо был несказанно впечатлен их величием, красотой окружающего ландшафта, необычными красками армянской природы. Я посмотрел фильм об Арцахской войне, и теперь реально представляю, какие ужасы пришлось пережить нашему народу в эти годы», — признается Стас Намин.

В РАБОТАХ ЭТОГО ЦИКЛА ПОЧЕТНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ ХРАМЫ САНАИН, АХПАТ, возвышающиеся на родине именитого деда художника Анастаса Микояна, однако и другим храмам Армении Стас Намин уделяет не меньшее внимание. Пейзажи этого цикла несут на себе отпечаток импрессионистской живописи – языка впечатлений, которыми преисполнилась душа художника во время путешествия по родине предков. Армения и Арцах становятся новой музой для Стаса Намина, он пишет красочные полотна, нередко создавая по две-три копии одной и той же картины  в разном цветовом решении, столь многогранны его впечатления. Кстати, в картине «Арцах» он обращается к творчеству армянских каллиграфов-миниатюристов, используя для написания названия полотна их манеру письма. Армянская история находит отражение и в его масштабном панно, посвященном Геноциду, точнее, как сказал сам Намин, «всему периоду Геноцида, который начался за много лет до 24 апреля и продолжается сегодня». К этой теме примыкает и сюжет полотна «Новый Вавилон»: художник соотносит библейское предание с современностью, считая, что сегодня с человеческой цивилизацией происходит то же самое – мир катится к апокалипсису.

            Особый интерес публики вызвали серии картин Стаса Намина «Мадонна с ребенком» и «Армянка». В них художник словно обращается к исторической памяти своего народа, воссоздавая в живописи осевшие в памяти фотопортреты прошлых лет, когда армянки ходили в национальных таразах. Однако фотообразы, поданные на фоне узоров старинных армянских карпетов, вовсе не кажутся архивным материалом. Это живые женщины, армянки, для которых материнство не только природная функция, а святое предназначение хранительницы домашнего очага и намного шире – своего народа, нации, родины. Как заметил Стас Намин, напрямую с фотографий он рисовал лишь образы членов семьи – мамы, сына, деда и бабушки. В них попытка поделиться с окружающим миром семейной памятью, идеей преемственности поколений. «Армянские корни я ощущаю с детства, чувство национальной принадлежности ощутимо всегда», — говорит он.

 Работа Стаса НаминаСТАС НАМИН И ПРЕКРАСНЫЙ  ХУДОЖНИК-ГРАФИК. В КЛАССИЧЕСКИХ картинах этого направления он демонстрирует тонкую технику, а вот его графика на дереве – современная интерпретация этой самой классики. «Жизнь устроена так, что человек ее планирует, но судьба всегда вносит свои коррективы, — объясняет идею работ этого стиля художник. – В этих работах мои рука и кисть выполняют запланированное действо, а фактура дерева вносит свои судьбоносные штрихи».

Надо особо отметить колористику живописи Стаса Намина. Его полотна отличаются богатством цвета, яркостью красок, однако это не та яркость, которая присуща, к примеру,  нашим классикам. Краски Стаса Намина более твердые. Вместо красного зачастую использован малиновый, вместо оранжевого терракотовый. Зеленый у Намина зачастую схож с цветом малахита, а синий – это либо лазурь, либо темная синева. Нередко можно встретить в его картинах и цвет коралла. Эту необычную гамму Намин сочетает с большим художественным вкусом. «Живописуя, сочиняя музыку, работая над спектаклем или снимая фильм, я вдохновляюсь самой жизнью, а виды искусства – лишь разные способы выразить это вдохновение», — говорит он.

На ереванской выставке Стаса Намина «Откровенно» присутствовали первая леди РА Рита Саргсян, министр культуры РА Армен Амирян и другие почетные гости. Председатель Союза художников Армении Карен Агамян вручил Стасу Намину сертификат о членстве в  СХ Армении. Это был сюрприз, которым организаторы выставки решили отблагодарить Намина за чудесную экспозицию. Кстати, Стас Намин планирует представить экспозицию и в США: это будет совместная выставка с известным американским автором-исполнителем, актером, художником, писателем Бобом Диланом.