Так что договориться с г-ном Локяном насчет интервью — задача была не из легких, особенно если учесть, что он к тому же активно вовлечен в предвыборные процессы, будучи третьим в пропорциональном списке АРФ «Дашнакцутюн». Поэтому первое, чем поинтересовались у главы ведомства, отвечающего за региональное развитие, — удается ли совмещать предвыборную деятельность с обязанностями министра и чему больше отдается на сегодня приоритет?
— ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ, МЫ ПОКА ЕЩЕ НЕ ВОШЛИ В ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПРОЦЕСС: максимум участвуем в заседаниях и обсуждениях, касающихся формирования предвыборной программы и платформы. Но очень скоро придет время, когда начнется агитационный период и будут проводиться встречи с избирателями. Вот тогда, начиная с 3 марта, я, скорее всего, возьму отпуск, чтобы полностью посвятить свои силы предвыборной деятельности, — поделился ближайшими планами г-н Локян. — Что касается приоритетности, то, если быть искренним, полагаю, самое главное — правильно делать ту работу, которая входит в твои должностные обязанности, то есть разрабатывать и претворять в жизнь программы, эффективность которых обязательно приведет к формированию доверия со стороны тех же избирателей. Впрочем, оба направления взаимосвязаны друг с другом, поэтому надо их рассматривать в данном конкретном временном промежутке. Ведь если не будешь работать хорошо в ходе предвыборного процесса, то не наберешь нужного количества голосов, а значит, не будешь иметь министерских портфелей и, как следствие, возможности плодотворно работать на этой должности и впредь, — изложил свою точку зрения министр территориального управления и развития.
Шаги на перспективу
Очевидно, что оценка результатов деятельности — вопрос не одного и не двух месяцев работы. Это довольно трудоемкий процесс, особенно если речь идет о территориальном управлении, эффективность или неэффективность которого можно измерить конкретными цифрами.
— ДА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, БОЛЬШИНСТВО ИЗ ПРОДЕЛАННЫХ РАБОТ МОЖНО оценить на основе реальных результатов. Просто мы сейчас находимся на той стадии, когда видимость этих результатов еще не четкая: нужно время, чтобы они приобрели конкретику, — уточнил наш собеседник.
Речь, к примеру, об одобренной в прошлом году правительством Стратегии территориального развития Армении на 2016-2025 гг., над разработкой которой само министерство работало долгое время, приложив максимум усилий для того, чтобы реализация этого документа на деле привела к росту конкурентоспособности регионов страны и смягчению неравномерности в их социально-экономическом развитии. Кстати, в рамках ее реализации уже стартовали в сотрудничестве с разными международными организациями программы, общая стоимость которых оценивается в размере 68 млн долларов.
По принципу «от общего — к частному» разработаны также отдельные стратегии развития по каждому региону до 2025 года, программный пакет которых будет представлен на рассмотрение правительства в середине марта этого года. Документ сейчас находится в стадии обсуждений в заинтересованных ведомствах. Здесь указаны в цифровом выражении основные показатели, которые планируется достичь к намеченному периоду: создание порядка 6 тыс. новых рабочих мест, рост ВВП области, общий объем которого не должен быть ниже 70% среднего показателя ВВП по стране, увеличение числа людей со средним профессиональным и высшим образованием и т.п.
— Это те измеряемые результаты, которые мы можем оценить по ежегодным отчетам губернаторов, — отметил министр, добавив: — Отныне деятельность самих губернаторов также будет оцениваться на основе новых критериев. В частности, демографические показатели, количество укрупненных общин, увеличение объемов валового продукта в сельском хозяйстве, промышленном секторе, рост занятости, сокращение числа необеспеченных слоев населения, сокращение теневых объемов в бизнес- секторе и, как следствие, увеличение налоговых поступлений от частного сектора и т.д. В качестве отправной точки выбраны показатели 2016 года. Допустим, если к концу этого года достигнутые тем или иным губернатором показатели деятельности будут на том же уровне или ниже прошлогодних, то его работа, естественно, была неэффективной.
На вопрос, а что ждет неэффективных руководителей областей, он ответил, что это уже решит правительство во главе с премьером.
Поддержать лучших
Еще одним новшеством последнего времени стала разработка пятилетней программы развития общин и усовершенствование методологии составления общинных бюджетов. На сегодня порядка 700 общин уже представили свои программы развития в разрезе пяти лет, причем по каждой из них предусмотрен механизм мониторинга для ежегодной оценки достигнутых результатов.
— ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ОБЩИНАМИ ПРОГРАММ МЫ ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ премьер-министра Карена Карапетяна выбрали десять наиболее перспективных и прагматичных. Принцип следующий: если сама община стремится увеличить объем своего годового бюджета (скажем, на 20 и более процентов), конкретизируя при этом распределение средств, то государство берет на себя финансирование одной из программ общины, предоставляя средства в виде субвенции. Иначе говоря, выбираем среди общин самые лучшие, оказывая им всяческое содействие, — рассказал г-н Локян.
В десятке лучших общин, если исходить из представленных программ развития, село Басен Ширакской области, староста которого отличается инновационными подходами в управлении и активно привлекает разные международные организации к сотрудничеству. Так, благодаря реализации грантовой программы Глобального экологического фонда UNDP Басен превратился в общину, широко использующую альтернативную энергию. Лидирующие позиции также у укрупненной общины Мегри, программа которой в случае ее успешной реализации способна, по словам г-на Локяна, вывести ее в топ самых продвинутых общин страны. В целом же в лучшей десятке насчитывается около четырех укрупненных общин, остальные — отдельные общины в разных регионах Армении.
Тщательный отбор
Однако главным фактором для роста собственных доходов общин является в первую очередь наличие на их территории предприятий, за счет налогов которых и будут пополняться общинные бюджеты. И здесь необходим консолидированный подход для того, чтобы реально добиться эффективного экономического развития общин.
— КАК ВЫ ЗНАЕТЕ, УЖЕ ДОВОЛЬНО ДОЛГОЕ ВРЕМЯ МЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕМ областные визиты, привлекая инвестиционные программы из регионов для дальнейшей их реализации. Для этого были мобилизованы усилия и других структур: министерств сельского хозяйства, экономического развития и инвестиций, Центробанка и т.д. Все программы на начальной стадии поступают к нам, после этого (если они соответствуют требуемым критериям) передаются в другие ведомства, каждое из которых высказывает свое мнение. Далее отобранные проекты переходят уже на платформу более широких обсуждений на уровне премьер-министра и представителей ЦБ и Минфина, после чего дается распоряжение соответствующим ведомствам проанализировать их эффективность, чтобы не профинансировать какой-либо проект, который потом тяжким бременем ляжет на плечи и самого предпринимателя, тем более что обязательным условием является 30-процентное участие самого инициатора программы в вопросе финансирования, — представил процесс отбора региональных инвестпрограмм глава территориального развития.
На сегодня, по словам нашего собеседника, стадию обсуждений и отбора прошли более 45 проектов, из которых 34 получили положительное решение относительно их реализации при содействии правительства. Сейчас обсуждения ведутся уже непосредственно с предпринимателями, представившими свои проекты, которым предлагаются возможные пути госсодействия: кредитные средства по низкой процентной ставке, гранты на определенную сумму, содействие по линии создания необходимых инфраструктур и т.п.
Государство в роли инициатора
В ближайшую неделю планируется представить в окончательном виде около десяти подобных инвестпроектов на рассмотрение премьер-министра.
СРЕДИ НИХ, К ПРИМЕРУ, ПРОГРАММА КОМПАНИИ «РОЗФРУТ ЛОРИ», являющейся производителем и экспортером сельскохозяйственной продукции на российский рынок. На первой стадии реализации своей инвестиционной программы ей требуется финансирование в размере 50 млн драмов, из которых 30 млн драмов компания намерена вложить за счет собственных ресурсов. Остальную часть компания ожидает получить в виде льготного кредита, в связи с чем ей и потребовалось содействие правительства.
Ехегнадзорский консервный завод представил проект на сумму 250 млн драмов, необходимых ему для расширения и производства органических консервов, которые пойдут на экспорт. Армяно-иранской компании в Масисе Араратской области, построившей пару лет назад крупнейшую в Армении скотобойню, требуется финансирование для создания новых мощностей, в частности, второй смены для забоя крупного рогатого скота. Правительство планирует оказать компании финансовое содействие в размере 388 млн драмов.
Расширяется также сырзавод в Сюникской области — ООО «Борисовка», который попросил содействия на сумму 50 млн драмов. Еще 470 млн драмов необходимы Воскевазскому винному заводу в Арагацотне для наращивания своих производственных мощностей и экспорта новой марки вин на американский рынок. А вот предприниматель из Гюмри Ширакской области в финансовой поддержке не нуждается. Он лишь просит правительство бесплатно предоставить для строительства торгового центра земельный участок, на котором вот уже 25 лет стоит полуразрушенная землетрясением бывшая гостиница.
— Все эти и многие другие проекты будут реализованы в этом году. Государство со своей стороны готово оказать максимальную поддержку по всем направлениям. Препятствия могут возникнуть лишь в случае, если предприниматель не представит четко свои финансовые потоки, будет не в состоянии обеспечить по определенной части финансирования имущественный залог для получения кредита и т.п. То есть имеются конкретные критерии, которым изначально надо соответствовать. Не могу сказать, что у частного сектора наблюдается большой энтузиазм и ежедневно мы получаем десятки новых инвестпроектов. В общей сложности начиная с середины ноября прошлого года было представлено всего около 100 программ из разных областей страны. Однако те люди, которые знакомятся с условиями, оценивают их и понимают, что критерии им под силу, очень оперативно реагируют. Но самым главным положительным моментом в этом процессе является то, что государство, по сути, взяло на себя инициирующую роль, о необходимости которой бизнес ранее говорил неоднократно, — заключил министр территориального управления и развития.