«Оставьте наконец в покое мать погибшего военнослужащего! Подлость совершают не только политики, использующие это в своих целях, но и пользователи Сети, превращающие несчастную женщину в предмет насмешек и издевательств! Так мы благодарим погибшего ради нас солдата?! И что бы сделал этот парень, если бы слышал и видел, как общество, якобы защищающее его честь, преклоняющееся перед его подвигом, осуществляет травлю его матери! Она мать, потерявшая сына, и уже поэтому никто не сделал для народа больше, чем она!» – таким возмущенным призывом Изабеллы Абгарян (Белка) завершилась минувшая неделя в армянской блогосфере.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СОЦСЕТИ FACEBOOK, БЛОГОВ И ФОРУМОВ никак не могли успокоиться после того, как мать погибшего в апрельской войне Баграта Алексаняна в рамках агитационной кампании к парламентским выборам поблагодарила кандидата от правящей партии Миграна Погосяна. Юзеры самым жестким образом критиковали не только «спекулирующую на самых святых чувствах» РПА и бывшего главу СПИСА, которого всегда не особо жаловали и даже окрестили «банановым королем», но и мать солдата. Активничающий в ФБ депутат парламента РА, один из лидеров блока «Выход» («Елк»), Никол Пашинян, сразу же написал: «Это и есть объявленная Сержем Саргсяном безопасность и обещанный Кареном Карапетяном прогресс. Полагаю, в этом вся суть РПА, господа! Парни погибли, чтобы их матери проводили агиткампанию коррупционеров!» Анна Карапетян была настроена более радикально: «В нашей стране еще со времен первого президента Левона Тер-Петросяна проводится политика безнаказанности, которая является корнем всех наших бед. Как мы можем позволять человеку, которому в самую пору отправиться за решетку, претендовать на депутатский мандат?! И вы еще ищете виноватых? Ответ очевиден! Огромная прослойка населения утратила достоинство и готова продать голос, самое святое. Нашему народу нужна ментальная революция». Нуне Арутюнян пристыдила республиканцев: «Проводят агитационные кампании за счет средств, разграбленных у народа, у тех же погибших солдат, покупают за эти деньги голоса потерявших сыновей женщин! Это позор!» Сюзанна Ованнисян в связи с этим добавила: «Даже если бы мать солдата сама просилась высказать слова благодарности, у политика должно было хватить такта и чести не разрешать ей, поскольку благотворительность любит тишину и молчание. Во всем виноват только Мигран Погосян».
Кнарик Симонян и Геворк Карапетян расширили спектр виновных в этом «сраме»: «Аморально спекулировать темой погибших солдат в борьбе за депутатские кресла, годовщина их даже не исполнилась, могилы парней еще совсем свежие. Но самое страшное – это потерявшая сына мать в этой пошлой политической гонке. Она должна была понимать, осознавать всю гнусность своего поступка и не участвовать в этой клоунаде, не опускаться до такого. Действительно все святое попрано, мы утратили патриотизм в его истинном смысле и должны измениться ментально, ибо все это позволили мы сами! Всем очевидно, что любым властям выгодно иметь в основном невежественную, малообразованную, а потому легко управляемую массу. И да простят нас покойные герои!» В свою очередь Айк Мартиросян заявил об испорченном избирательными взятками электорате: «Героями нашего народа стали те, кто платит, никакая идеология Нжде и прочих его не интересует. Еще до апрельской войны мы в Фейсбуке не раз обсуждали, что когда-нибудь иуды, продающиеся за 5000 драмов на выборах, заплатят за все жизнями своих сыновей на границе. Большего наказания себе наш народ придумать не мог, и эта женщина, которая явно была в депрессии и смущена, – живое доказательство».
МЕЖДУ ТЕМ АКТИВНОСТЬ НИКОЛА ПАШИНЯНА ВЫШЛА ЕМУ БОКОМ. Alex Vahe с сарказмом отметил: «Вы думаете, Пашиняну есть дело до этого солдата и его, по сути, сошедшей с ума от горя матери? Он просто не упустит случая в свою очередь заработать на этой теме дивиденды и при каждом удобном случае будет пускать в ход этот козырь, обвиняя Миграна Погосяна в спекуляциях на святом». Завсегдатаи Сети при этом вплотную занялись агиткампанией и предвыборной программой блока «Елк» («Выход»), а вскоре начали упражняться в остроумии. «Агиткампания Никола Пашиняна и Эдмона Марукяна сводится к сути несколько нецензурного анекдота, мол, выход есть всегда, даже если тебя съели. Выход есть всюду, даже на краю пропасти, с которого человек собрался броситься. А чем не выход-то? Призрак бродит по Армении – призрак Выхода в образе Пашиняна», –иронично заявили Александр Аветисян и Мкртич Затикян. И пока армия фанатов данного политического блока яростно защищала тандем «самых безукоризненных своей репутацией политиков» в лице Пашиняна и Марукяна, Ваагн Мхоян представил свои впечатления от предвыборных программ основных участников выборов: «Анализ документа от блока «Елк» привел лишь к одному выводу: за этих ребят голосовать не стоит, поскольку нельзя с умным видом рассуждать о том, в чем ты ничего не смыслишь. Это просто смешно. Не менее печальная ситуация с предвыборной программой партии Артура Багдасаряна «Армянское возрождение», в которой можно обособить 80 пунктов (мыслей, идей), 4 из которых абсолютно бессмысленны, 10 – бредовы, 11 – спорны, 10 – непонятны, остальные – это застольные спичи, тосты. Это наверняка самый популистский текст: люди обещают искоренить все плохое и внедрить все хорошее. АРФД не пустышка, никогда не была и не будет. Можно быть недовольным текущим составом руководства этой политической силы, но идеологически партия всегда сама по себе ценна. Что касается РПА, то критерии выбора здесь следующие: это простое сравнение с тем, что могут предложить другие. Но пока никто ничего не может предложить. Есть отдельные хорошие идеи, но в массе – тосты и мечты».
Ваагн Минасян согласился с мнением «о необходимости ликвидации апатии среди общественности и важности оздоровления политической жизни и политических процессов». «А для этого нужно, чтобы в новом парламенте была влиятельная оппозиция, у которой будут хотя бы 25-30% мест. С новой Конституцией это очень серьезные рычаги. Но у нас постоянно муссируется тезис, что голосование ничего не меняет, что крайне вредно. За последние 15 лет все оппозиционные партии только это и твердили и внушали населению. Так если ничего не изменить, с какой стати оппозиционно настроенный гражданин должен вообще ходить на избирательный участок? Вот он и не ходит, а идут те, кто гарантированно будет голосовать за РПА. И никакие махинации на выборах не нужны. Более того, этим еще со времен Роберта Кочаряна перестали баловаться. Зачем идти на махинации и ссориться с европейцами, если оппозиция уже сделала все, чтобы ее электорат не пошел на участки?» – задались вопросом солидарные френды.
ПО ХОДУ МНОГОЧИСЛЕННАЯ ГРУППА ЮЗЕРОВ НАЧАЛА АКТИВНУЮ КАМПАНИЮ за подавшегося в политику активиста Сети Армана Абовяна. «Мы выбираем Армана, поскольку это наш человек, публичный, открытый, коммуникабельный, мы его хорошо все знаем», – заявила Лилит Саркисян под дружное одобрение френдов, огрызающихся на тех, кто осмеливался поинтересоваться, по какой причине Абовян выбрал именно блок «Царукян». Сам Арман между тем уже вовсю вел предвыборную агитацию: «Можно бесконечно говорить о том, как все плохо, как все катится в бездну, как достало все и вся, но от этого ничто не изменится. А можно просто сделать самые простейшие вещи, например, поднять брошенный кем-то мусор и выбросить в урну, можно чиновнику, который вымогает взятку, такой кошмар устроить, что сам будет не рад, этих «можно» – масса. Самое главное – понимать, что если мы хотим что-то изменить, то эти изменения начинаются с нас самих, со двора, с города. Главное – не поддаваться на ложное «за нас все решили«.
Неделя отличилась и грандиозным скандалом вокруг Института истории НАН РА. Виртуальное сообщество было шокировано откровенным интервью директора Музея-института Геноцида армян Айка Демояна об изданном академией на средства Госкомитета по науке (20 млн драмов за один том) многотомника «История Армении». Демоян не просто написал разгромную рецензию, но и представил скриншоты из двух томов, отражающие позорные ошибки научного, содержательного и технического характера, отметив: «Авторы должны нести не только финансовую ответственность за подобную компрометацию национальной истории и памяти». Юзеры, ошарашенные появлением научного издания, где вместо русских букв красуются «иероглифы», цитаты вырваны из контекста, а биография Комитаса изложена на уровне досужих сплетен, были еще более впечатлены разоблачением Демояна о том, что академия в свое время пыталась заставить его — вплоть до угрозы завала докторской диссертации — подписать документы об отчуждении для дальнейшей продажи зеленой зоны в 100 гектаров вокруг музея, однако встретила упорный отказ, после чего и началась «травля», возглавить которую поручили директору Института истории Ашоту Мелконяну.
«Неужели даже в сфере науки, национальной истории, достойных ученых не осталось ничего чистого и честного?! Нужно положить конец примитивному и невежественному мышлению в научных кругах, и это можно сделать только путем разоблачения таких «ученых». Историю не имеют право писать невежды с бухты-барахты, это хуже и разрушительнее, чем война, мы подобными изданиями льем воду на мельницу врага. В особенности в этом вопросе мы не имеем права на ошибку», – написали Рубен Малаян и Зорик Саакян.
