ПОДОБНЫЕ РАСЧЕТЫ, КАК ПОЛАГАЮТ В МИНЭНЕРГО, ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ДЛЯ экономики Армении выгоднее проведение мероприятий в сферах энергосбережения и энергоэффективности, чем наращивание новых производственных мощностей. Дело в том, что около 67% потребляемых в Армении первичных энергоносителей импортируется, делая уязвимым энергетическую безопасность страны в целом. Стимулирование же энергоэффективности приведет к сокращению спроса на первичную энергию и, соответственно, импортируемого топлива. В итоге будет повышена эффективность энергопроизводства, что, по прогнозам энергетического ведомства, положительно скажется на формировании тарифов.
Реализация программ в сферах энергосбережения и энергоэффективности началась в Армении еще в 2012 году, когда правительство при содействии Всемирного банка дало старт первому масштабному проекту, направленному на энергосбережение объектов общественного назначения (учебные заведения, детсады, больницы, административные здания, а также системы уличного освещения). Софинансирование правительства составило около 8,3 млн долларов плюс 1,82 млн долларов было выделено со стороны Глобального экологического фонда и еще 0,54 млн долларов предоставил Фонд возобновляемой энергетики и энергосбережения Армении, на который и была возложена реализация программы.
— Проект, по сути, уже завершен, осталось довести до конца всего пару контрактов. Охват был довольно большой: в общей сложности в более чем 100 зданиях общественного назначения во всей стране были проведены мероприятия по энергосбережению (замена окон, теплоизоляция стен и крыш, установка солнечных водонагревателей и т.п). Как показали наши расчеты, в среднем экономия энергии достигла порядка 51% в сравнении с ранее зафиксированными показателями объемов используемого газа и электроэнергии, — рассказала в беседе с нами директор Фонда возобновляемой энергетики и энергосбережения Тамара БАБАЯН.
ИЗНАЧАЛЬНО ПО УСЛОВИЯМ ПРОГРАММЫ БЕНЕФИЦИАРИИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ через какое-то время вернуть средства, выделенные им на мероприятия по энергосбережению. И многие боялись, что ожидаемого эффекта не будет, а деньги выплачивать придется. Но, уверила, наша собеседница, в итоге довольны остались все. К примеру, в 10 уголовно-исполнительных учреждениях были установлены солнечные водонагреватели крупных размеров, которые обеспечивают сейчас существенную экономию средств при подогреве воды.
— Правда, весь процесс с самого начала находился под строгим контролем наших специалистов: от стадии проектирования до установки систем. Требования предъявлялись и к качеству самих водонагревателей, скажем, наличие сертификатов соответствия европейским стандартам и прочее, — уточнила глава фонда.
Экономить энергию за счет новых технологий стремятся сегодня не только учреждения или крупные компании, но и простые люди. А спрос по традиции рождает предложение. На рынке чуть ли не с каждым днем увеличивается количество компаний, предлагающих те же солнечные водонагреватели, которые, как нас уверяют, в разы сократят расходы на газ или электроэнергию, обеспечив не только горячей водой, но и отоплением. В реалиях, однако, ожидания эти не всегда оправдываются, а сотни тысяч драмов, потраченные на приобретение и установку водонагревателей, оказываются просто выброшенными на ветер.
— Думаю, и вы наслышаны о подобных историях,- обратилась я к г-же Бабаян и, увидев утвердительный кивок ее головы, добавила: — Как вы считаете, не сведут ли на нет эти негативные примеры зарождающийся интерес к сфере энергосбережения? Ведь, услышав один-два раза о таких случаях, никому не захочется даже слышать о таких технологиях.
— ВОПРОС НА САМОМ ДЕЛЕ ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНЫЙ. МЫ СО СВОЕЙ СТОРОНЫ также заинтересованы в том, чтобы потребители не чувствовали себя обманутыми. Поэтому в свое время провели даже семинар, на который пригласили предпринимателей, занимающихся импортом и установкой солнечных водонагревателей, а также экспертов, чтобы показать, как нужно производить расчеты при установке систем, позволяющие обеспечить их эффективную работу. Есть компании, которые строго следуют установленным правилам и выполняют все на профессиональном уровне. Но, увы, много и тех, кто, стремясь продать свой продукт, даже не углубляются, можно ли в данном конкретном месте устанавливать водонагреватели или нужно разработать иную схему размещения. Ведь каждая деталь имеет значение. Конечно, потребители не обязаны, да и не могут вникать во все тонкости расчетов при установке систем, но зато они могут потребовать определенные гарантии от компании — к примеру, если не будет горячей воды такого-то градуса, вы просто придете и заберете водонагреватель, вернув деньги, — посоветовала г-жа Бабаян.
Необходимости в законодательном урегулировании, по ее мнению, в этом вопросе нет. Мол, рынок сам отрегулирует вопрос, и рано или поздно недобросовестные компании просто сойдут с дистанции. Проблема, уточняет она, скорее, в повышении уровня информированности граждан об имеющихся в сфере энергосбережения технологиях, о разного рода тонкостях и нюансах, которые и позволят в будущем избежать негативных историй.
— Меня очень радует, что недостаток осведомленности у людей намерен восполнить сегодня и частный сектор, понимая, что именно этот фактор позволит резко увеличить спрос на солнечную энергию. Недавно, к примеру, компания «Арпи солар» за свой счет открыла в Ереване первый в стране центр осведомленности о солнечной энергии. То есть компания почувствовала, насколько это важно, чтобы человек пришел в специализированное место, увидел оборудование, узнал о нем все, в том числе и о предстоящих расходах, а после принял решение установить или нет, — заключила Т. Бабаян.

 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            