В последнее время появилось новое поветрие – фотографировать себя и своих близких в национальных таразах. Желание похвальное, особенно если есть мастер, который не только сделает высокопрофессиональный портрет, но и предоставит тараз, абсолютно точно соответствующий канонам, и даже расскажет что-то о самом костюме и регионе его распространения, обычаях, ему сопутствующих. Желание выполнимое, так как несколько лет назад в Ереване появился именно такой мастер, и сегодня фотоателье «Марашлян» не только известно, но и выступает законодателем моды.
АВТОР ЭТОГО ПРОЕКТА — ЭММА МАРАШЛЯН. В 90-Е ГОДЫ ОНА МАЛЕНЬКОЙ девочкой с семьей уехала в Москву, проучилась в школе, закончила мединститут, работала по специальности, а ее единственным хобби была фотография. Более десяти лет назад Эмма решила заниматься фотографией профессионально, поступив в Москве на курсы фотографов и специализируясь на портретной студийной съемке. Конечно, каждый год приезжая в Армению, она отправлялась в разные концы республики и фотографировала уголки своей родины, выставляя все эти запечатленные ею красоты в интернете. Но желание иметь в кадре обязательно человека возобладало. И сегодня она не просто фотографирует людей. Она говорит с ними, слушает их, старается понять, и только тогда готова делать фотопортрет.
Эмма вернулась со всей семьей на родину в 2010 году и через три года создала свою фотостудию. Она считает, что в Армении другая аура, которая любого заставляет созидать, творить. И однажды при виде фотографии семьи в одежде с национальными элементами у нее «что-то щелкнуло внутри», и она решила создать студию именно этнофотографии. Сразу же укоренился принцип – все должно быть натуральным, никаких подделок. Были установленны деловые связи с историками одежды, культурным центром «Терьян», руководителем танцевального коллектива Гагиком Гиносяном, который тоже известен своим принципиальным подходом к нарядам своих подопечных. А еще студия работает с Натой Бреттелл, армянским дизайнером одежды из Сиднея, которая тоже скрупулезно работает с представленными Эммой материалами по воссозданию коллекции таразов регионов Великой Армении.
Сотрудники ателье часто обращаются в архивы, музеи. Первым проектом было создание семейного костюма, и результат превзошел все ожидания – идея увенчалась большим успехом и стала развиваться. На первых порах большую помощь студии оказал Джеймс Туфенкян, предоставивший им территорию в своей гостинице в центре Еревана. Сейчас студия работает в уютном старинном доме XIX века, где постоянно можно увидеть большое количество желающих сфотографироваться в бабушкиных и дедушкиных нарядах.
ВСЛЕД ЗА «МАРАШЛЯН» В ЕРЕВАНЕ ОТКРЫЛИСЬ И ДРУГИЕ ПОДОБНЫЕ СТУДИИ. Но все они отличаются от первопроходцев своим подходом к делу. В настоящее время, учитывая, что Эмма реализует и другие проекты, студийные съемки часто выполняют не менее искусный фотомастер Кристине Багдасарян и другие приглашенные фотографы.
— А в чем, собственно, ваше отличие от других?
— Дело в том, что у нас в столице сейчас используют ткани, привезенные из Турции, с турецким орнаментом, и многие, не особо разбираясь, используют их в качестве армянских – все эти скатерти, шапочки, фартуки…. Во многих местах и костюмы шьют «на глазок» из тех же материалов. В итоге получается лишь стилизация национального армянского наряда. Мы же подбираем ткани, максимально приближенные к оригиналам, изучаем старые фотографии, научные труды на тему национальных узоров и нарядов, и лишь затем наш мастер шьет соответствующие модели одежды. У нас в студии имеются костюмы на все случаи жизни – повседневный, праздничный, свадебный разных регионов, включая арцахские, и главное, они научно выверены. Сейчас общая ситуация в этой сфере потихоньку улучшается. И другие стали ответственнее подходить к созданию таразов.
— А кто ваши клиенты?
— Разные люди из разных стран. Приходят молодые девушки, которые видели дома фотографии бабушек и прабабушек в таразах, и им тоже хочется иметь такую же. Не случаен сейчас интерес многих дизайнеров по внесению в современные модели этномотивов. И такие детали действительно очень украшают одежду и хорошо смотрятся. Приходят туристы, особенно армяне из-за рубежа, желающие увезти с собой на память изображения не только Гарни и Арарата, но и фотографию в наряде того региона, из которого вынуждены были бежать их предки. Словом, разные люди.
— Сейчас многие ищут свои корни. Появились многочисленные фирмы, которые за большие деньги роются в архивах и обязательно находят (а как же – деньги ведь получены) такие корни. Причем обязательно выясняется, что предки клиента были или князья, или как минимум купцы первой гильдии. Не связано ли желание сфотографироваться в таразе именно с таким поветрием, которое в любой момент может развеяться?
— Конечно, приходят разные люди. Кто-то действительно интересуется историей , кто-то делает это в память о своих далеких родных, кто-то лишь следуя моде. Но за чем бы они ни приходили, мы стараемся сделать так, чтобы они ушли довольными и удовлетворенными. А кроме того, даже если они пришли лишь из любопытства, то, соприкасаясь здесь хоть немного с историей своего народа и страны, они уходят, унося ее частичку с собой. Но в целом желающих сняться в таком наряде очень много — до тысячи в год. И эта цифра из года в год растет. Конечно, бывают и какие-то даже пиковые моменты. Например, после того как на официальной страничке сайта итальянских модельеров Дольче и Габана появилась сделанная в нашем ателье фотография людей в армянских таразах, количество желающих резко возросло. Как же, раз эти иконы моды обратили на наши таразы внимание, то, значит, есть дополнительный стимул сделать фотографии у нас тем, кто до сих пор не представлял себя в образе с национальным костюмом!
— Какие еще проекты осуществляет студия?
— Мы начали проект, который называется «Думающие портреты». Суть заключается в следующем. Приглашается интересная личность и с ней обсуждаются разные вопросы, создается образ мышления. По ходу беседы его фотографируют. Получаются весьма колоритные фотографии. Когда наберется достаточное количество таких досье, мы собираемся выпустить книгу с этими беседами и как бы иллюстрирующими их фотографиями. Думаю, будет очень интересно. В ближайшее время я беру с собой наши таразы, несколько моделей, и мы выезжаем в Западную Армению. Собираюсь сделать серию фотографий армянок в таразах на фоне наших памятников старины, на лоне природы. Добиться такой возможности было достаточно трудно. Турки не разрешают снимать на своей территории профессиональными фотокамерами, для этого нужно особое разрешение. Да и вообще такой проект чреват осложнениями, провокациями. Но, надеюсь, все обойдется. А вернувшись, через какой-то короткий промежуток времени мы поедем в Америку, и там профессиональные модели в наших нарядах будут разгуливать по улицам Бостона и Нью-Йорка. Думаю, это внесет свою лепту в дело пропаганды нашего наследия и культуры в целом.
P.S. Пока писался этот материал, стало известно, что Эмма Марашлян поехала в Турцию, провела там свою уникальную фотосессию и благополучно вернулась в Ереван.
