 ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМАНД, ЧТОБЫ УСПЕШНО выступать уже на всесоюзных соревнованиях. Ахурянцы согласились на предложение ленинаканцев, тем более что к этому времени ленинаканская команда обрела определенную известность не только в республике, но и в Союзе, и за рубежом.
ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМАНД, ЧТОБЫ УСПЕШНО выступать уже на всесоюзных соревнованиях. Ахурянцы согласились на предложение ленинаканцев, тем более что к этому времени ленинаканская команда обрела определенную известность не только в республике, но и в Союзе, и за рубежом.
Землетрясение 1988 года перечеркнуло все позитивные наработки прежних лет, но ленинаканские «знатоки» не сдались: в 1989 г. в Москве в финальной игре «Что? Где? Когда?» они вновь оказались первыми и удостоились приза «Гжельская сова». А по возвращении домой их ждал вызов от российских строителей, восстанавливающих город. На что рассчитывали российские «знатоки», объединенные из разных стройорганизаций в одну команду, выступая против сыгранных ленинаканских «знатоков»? Как бы то ни было, встреча состоялась в маленьком закутке Дворца культуры ленинаканских текстильщиков. Кроме участников встречи и нескольких пригашенных, в комнатушке не было никого – вот когда пришлось сожалеть, что в городе нет телевидения (телерадиокомпании стали создаваться в Гюмри с 1992 года). В течение двух часов помещение не согрелось даже от нашего дыхания, но мы сидели завороженные игрой: нет, не потому, что она была блестящей (ведущий и ленинаканские «знатоки» явно подыгрывали россиянам), а по той причине, что действо происходило в разрушенном землетрясением городе.
Естественно, потом были зарубежные поездки, новые победы, но не это важно: молодости свойственно желание мир увидеть, себя показать. Прошли годы, ребята обзавелись семьями, успешно продвигались по служебной лестнице, даже чуть-чуть постарели, казалось, семейные заботы и работа окончательно оторвали их от игры «Что? Где? Когда?» Но вот со второй половины 90-х годов одну за другой по местным телеканалам стали транслировать встречи между различными командами «знатоков». Подумалось: откуда в Гюмри столько команд? Выяснилось, что первые «знатоки» города разбрелись по школам и вузам, сформировали команды и организовали с ними занятия.
СЕГОДНЯ «СЕНАТОРАМ» (ТАК ВЕЛИЧАЮТ ОНИ СВОЮ КОМАНДУ) Гарнику Саркисяну, Армену Петросяну, постоянному ведущему игр Сейрану Мартиросяну, лектору Гюмрийского университета им. М . Налбандяна кандидату исторических наук Артуру Никогосяну, доктору физико-математических наук Спартаку Согояну и другим незачем самим проводить занятия в учебных заведениях и организовывать соревнования: их на этом поприще заменили бывшие питомцы, «сенаторы» участвуют в проводимых встречах в качестве законодателей игры и почетных гостей.
Всего третий год после института Татул Хачатрян работает в школе N25 учителем истории. В прошлом он учился в колледже «Фотон», где неизменно были сильные по составу команды «Что? Где? Когда?» А теперь добился того, чтобы и команда школы N25 стала сильной: осенью прошлого года она заняла второе место на ереванском фестивале.
Недавно по инициативе Т.Хачатряна состоялся «брейн-ринг», на который были приглашены команды из 20 школ. Учащиеся VI-X классов продемонстрировали отличные знания по всем предлагаемым вопросам: ответов на них нет в школьных учебниках, их можно найти лишь в специальной литературе. В тот день Сейран Мартиросян в статусе почетного гостя мудро улыбался происходящему на правах человека, сделавшего вместе с другими «сенаторами» все возможное, чтобы вырос качественно новый генофонд.
…Помнится, несколько лет назад «сенаторы» послали петицию министру образования и науки РА с просьбой включить в обязательную школьную программу интеллектуальные игры. Тогда в школах республики получили прописку лишь шахматы. А жаль!

 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            