Логотип

БЮСТ РАФАЕЛА ИСРАЕЛЯНА

БЮСТ БРОНЗОВЫЙ. И ЭТО НЕ СЛУЧАЙНО. ПО СЛОВАМ АВТОРА памятника, известного скульптора Гетика Багдасаряна, у Исраеляна было особое отношение к бронзе. «Он, кстати, cпас уникальные предметы от переплавки, — сказал Г.Багдасарян. — В коллекции Рафо были различные предметы прикладного и декоративного назначения XVIXIX вв., которые он приобретал на рынках в 50-е годы».

О человеческих качествах и огромном наследии Рафаела Исраеляна говорилось и писалось много. Но каждый раз, вспоминая зодчего, не перестаешь восхищаться его произведениями.

… Друзья и близкие называли его просто Рафо, вкладывая в это имя любовь и уважение к многогранному таланту архитектора.

Рафаел Исраелян родился в 1908 году в Тифлисе. Отец его был образованным человеком, известным учителем. Именно он первым почувствовал в сыне тягу к искусству. В 1926 году Рафо Исраелян поступил на архитектурный факультет Академии искусств Тбилиси. Там он получил первые уроки мастерства. Еще в студенческие годы он начинает изучать историко-архитектурные памятники Грузии, отмечает их  гармонию с природой, познает внутреннюю связь с армянским средневековым искусством.  В 1924 году Исраелян уехал в Ленинград продолжать учебу в Институте художественной скульптуры и архитектуры имени Репина. Там же он учился в аспирантуре. 1936 год. Завершив долгий путь учебы и аспирантуры, Рафо Исраелян не возвращается в Тбилиси. Его зовет родина. Он приезжает в Ереван, решив отдавать Армении все силы, знания, талант.

Р. ИСРАЕЛЯН  НЕ БЫЛ УЧЕНИКОМ ТАМАНЯНА, НО ИМЕННО ОН ПРОДОЛЖИЛ дело возрождения армянского национального зодчества. Как и Таманян, Исраелян воспринимал архитектурный процесс не как сугубо утилитарный, но как глубоко духовный, способный выразить национальную идею и  самосознание народа. Таманян и Исраелян сумели решить стоявшую перед ними сверхзадачу: первый  создал язык новой армянской архитектуры и разработал Генеральный план Еревана, второй  превратил архитектурные сооружения в национальные символы.

Своим первым крупным зданием комплекса треста «Арарат» (1937 г.) Р. Исраелян показал, что он настоящий мастер больших форм. Он гармонично соединил все: ущелье реки Раздан,  базальт,  придающий зданию монументальность. К этому можно добавить и выбор места – того  самого, где был дворец сардара и крепость Еревана. Три вазы, которые архитектор расположил на верхней часта фасада, — символы плодородия. Виноградные гроздья в вазах, гранаты, листья — все вместе подчеркивает самую сущность здания — винные мараны (хранилища). А четырехугольная башенка в центре с часами, где вместо цифр — кувшины, еще раз подчеркивает назначение и придает зданию величие. Особое место в творчестве Рафо Исраеляна занимает акведук в ущелье Раздана. На первый взгляд — простой мост. Но достаточно к нему подойти, увидеть широкие своды, узоры в верхней части, испытываешь восхищение от особенной своеобразной игры воображения архитектора. То же самое и в парке Победы, где стоит устремленная ввысь «Мать Армения», возвышаясь над городом, она очень современна и по замыслу, и по исполнению. И в то же время все так близко вековым армянским традициям, без единого повторения.

Работая над комплексом Сардарапата, архитектор полностью отдался той же самой героической возвышенности в своеобразном решении. Ему удалось, создав, казалось бы, разрозненные части, соединить их воедино, решив диораму, посвященную великому историческому событию. И девять колоколов под высокими сводами не только символы и призыв, но и победный гимн

Рафо Исраелян был также мастером, создавшим множество домов, особняков. Достаточно упомянуть жилые дома на проспекте Маштоца и на улице Налбандяна, построенные по его проектам, «Арагил» в Ереване и «Цицернак» в Раздане, санаторий в Арзакане.

ТАЛАНТЛИВЫЙ АРХИТЕКТОР ПРОЖИЛ НЕДОЛГО, НО ОСТАВИЛ БОГАТОЕ НАСЛЕДИЕ: архитектурные памятники, статьи, воспоминания о великих, о своих встречах, о родном Ереване, которые не потеряли своей актуальности: «Ереван — мой Ереван», «На улице роз» (об ереванской улице Саят-Новы), «В Шираке», «По следам детства Варпета», «Большой мастер цветных полотен» (о Мартиросе Сарьяне), «Близ Ошакана», «Архитектор Таманян и его дети». Вспоминая  Александра Таманяна, Рафо Исраелян писал: «Проходил по скверу, где расположен камень с надписью о том, что здесь будет установлен памятник Александру Таманяну, и невольно снял шляпу. Как же мы все обязаны этому великому человеку, который открыл нам глаза, воздвиг великолепные здания: Дом правительства, Театр оперы и балета, основал наш новый прекрасный Ереван…»

Монумент «Мать Армения» и мемориальный комплекс Сардарапатской битвы Рафаела Исраэляна в числе четырех памятников армянского зодчества были представлены на международной конференции, состоявшейся в 2013 г. в Варшаве и посвященной архитектурному наследию периода социализма в Центральной и Восточной Европе. Согласно предварительным оценкам, они по ряду критериев могут претендовать на включение в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Выдающиеся произведения Исраеляна достойны быть в одном ряду с другими  архитектурными шедеврами.